Общественная активность херсонцев очевидно растет. Об этом свидетельствует появление на сайте электронных петиций уже второго с начала года «воззвания» к муниципальной власти. Ее авторы предлагают горсовету рассмотреть возможность монетизации льгот на проезд в общественном транспорте областного центра, как это уже сделали в ряде городов на Львовщине и Харьковщине.
 
Но в отличие от предыдущей петиции о признании котов частью экосистемы города, которая еще и с избытком набрала необходимые для ее рассмотрения 250 голосов, инициатива о замене бесплатного проезда адресными денежными выплатами до сих пор необходимого количества сторонников не набрала. Почему? Ведь идея, в общем, не является «высосанной из пальца».
 
 
Денежные компенсации льготникам были бы справедливыми, чем действующая «уравниловка». У нас на троллейбусах и автобусах ездят далеко не все пожилые люди: кто имеет личный автомобиль, а кто по состоянию здоровья физически не куда не отправиться. Поэтому им такое возмещение права на проезд было бы совсем не лишним - куда потратить деньги, пенсионеры найдут.
 
Но по крайней мере некоторые из херсонцев не спешат поддержать петицию по другим соображениям. Опыт подсказывает, что на монетизации льгот власть по нашей вечной традиции пытаться экономить. И выплаты или начнут задерживать, или же размер компенсации окажется ощутимо заниженным.
 
Тем более, что горький опыт в этом плане у перевозчиков есть: коммунальное предприятие «Херсонэлектротранс», например, вот уже два года никакой компенсации расходов на перевозку льготных категорий пассажиров не получает - ее частично заменяет денежная помощь из бюджета. У директора КП «Херсонэлектротранс» Игоря Житченко автор этих строк поинтересовался, что он думает о монетизации льготы по оплате проезда.
 
.
 
- Перевозчикам абсолютно все равно, в какой форме осуществлять оплату за их услуги - главное чтобы она поступала вовремя и в полном объеме, - отметил Игорь Житченко. - Да мне лично ближе тот вариант, к которому пришла власть в Кривом Роге. 
 
Там сели, посчитали, сколько денег нужно на техническое обслуживание, ремонт троллейбусов и зарплаты, сколько удается получить средств от пассажиров, которые покупают билеты. Пришли к выводу, что плата за проезд - это незначительная сумма, которая не сделает эксплуатацию электрического транспорта прибыльной как сейчас так и будущем. Поэтому просто взяли предприятие на полное содержание из городского бюджета, сделав проезд бесплатным для всех, а не только для льготников. Благодаря чему еще и сэкономили на оплате труда кондукторов и контролеров.
 
Напомним: с прошлого года государство уже пыталось сэкономить на льготникам. Для этого оплату расходов по их проезду «перебросили» из государственного бюджета на местные. Но в большинстве сельсоветов и ОТГ достаточно средств для не нашлось. Поэтому где-то оплачивали поездки, скажем, раз в неделю, а где-то и на это денег в копилку НЕ наскребли.
 
 
Поэтому и в Херсоне простые горожане опасаются, что монетизация льготы будет иметь такой же финал. Они бы и не против получать дополнительно какую-то сумму, но хотят социальных гарантий, чтобы этих средств хватало, и поступали они без задержек. Но будет способна горсовет разработать такой правовой механизм, который бы функционировал без сбоев?
Сергей ЯНОВСКИЙ