Кабмин предлагает штрафовать юридических лиц и "фопов" за пропуск в общественные места посетителей без масок. Такая новация содержится в поданном премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем законопроекте №3890.
Проектом закона планируется штрафовать предприятия, учреждения, организации, а также граждан-субъектов хозяйственной деятельности (ФЛП).
На посетителей заведений этот закон распространяться не будет. Для них предусмотрена ответственность по другому закону.
 
Посетителями без масок займется охрана
Проектом предполагается установить дополнительную ответственность для магазинов, баров, театров и т.д., но никто не отменял статью 44-3 Кодекса Украины об админправонарушениях, которая предусматривает ответственность для граждан, нарушивших условия карантина.
 
 
"Нарушившие "масочный режим" могут быть не пропущены на территорию заведения, а особо настойчивые – задержанными сотрудниками полиции для составления протокола", – предупреждает юрист АО Kachura Lawyers Андрей Шульгин.
 
 Согласно поданному Кабмином документу, размер штрафов составит от 200 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ – 17 грн). Поэтому минимальный штраф составит 3 400 грн, а максимальный – 5 100 грн. Для сотрудников заведений предусмотрена дисциплинарная ответственность.
 
"Разброс в размере санкции не большой. Могу предположить, что сумма штрафа будет зависеть, скажем, от количества посетителей, которых администрация заведения пропустила без защитных средств. Полагаю, что все вышеперечисленные заведения успешно смогут контролировать посетителей. Точно так же, как они это делают сейчас, – силами собственных охранных структур", – отметил в беседе с адвокат АБ "Кудрявцев и партнеры" Александр Кудрявцев.
                                
Не ясно, какие "меры" обязаны принять заведения
В документе не конкретизировано, какие именно "меры" должны применять к посетителям заведения, если те отказываются надеть маску. 
Заведения просто будут иметь право не пропустить на территорию заведения посетителя без маски. В случае конфликта, конечно, будет вызвана полиция, так как полномочия частных охранников и администрации заведения небезграничны.
 
.
 
"Принятие мер – крайне размытое понятие, определение которому не дается вышеуказанным законопроектом, любым другим законом или подзаконным актом, поэтому, по сути, предпринимать нечего", – заметила в разговоре с юрист АО "Мисечко и партнеры" Ирина Низькая.
Напомним, на сегодня в Украине действует масочный режим. Законно или нет, но он установлен постановлением Кабмина, которое судом пока не отменено. 
 
Проблемы терминологии
В Украине оспорить можно любое постановление и любой штраф, в том числе и эти, говорят юристы. 
Первым поводом может стать то, что в текущем законодательстве отсутствуют такие понятия, как "защитная маска", "средство индивидуальной защиты", "общественное здание" и "общественное сооружение".
"Все эти понятия, если законопроект примут, будут входить в состав проступка, поэтому для оспаривания будет достаточно оснований", – заметила Ирина Низькая.
 
Ошибки в протоколах
Но отсутствие той или иной терминологии не будет ключевым основанием, считают юристы. Тем более, что некоторые определения можно найти в узкоспециализированных нормативно-правовых актах, которые тоже являются частью национального законодательства. 
 
 
Например, понятие "средство индивидуальной защиты" есть в ГОСТ 7239:2011, а понятие "общественное здание" – ДБН В.2.2-9:2018 и т.д.
А пунктом 1 постановления КМУ от 27 августа 2008 № 761 "Об утверждении Технического регламента средств индивидуальной защиты" определено, что под средством индивидуальной защиты следует понимать снаряжения, предназначенного для ношения пользователем и / или обеспечения его защиты от одной или нескольких видов опасности для жизни или здоровья.
 
В то же время в директивах Евросоюза EU 89/686/EEC СИС средство индивидуальной защиты определяется как "любое устройство или приспособление, предназначенное для ношения или владения отдельным лицом для защиты от угрозы (или угроз) здоровью и безопасности".
"Как видим, ключевым фактором является защита не только себя, но и окружающих. Поэтому, использовать аргумент, что понятие "маска" не дано в законодательстве, скорее всего, не выйдет. Но если сильно хочется оспорить штраф, делать это нужно, указывая на ошибки, которые часто бывают при составлении протоколов и сроков их предоставления в суд", – заметил нам Андрей Шульгин.
 
Рейды с полицией
Согласно проекту, проверять заведения и выписывать штрафы будут должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы. На сегодняшний день эта функция возложена на Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей, поскольку СЭС ликвидирована.
 
 
"Без соответствующего решения (направления) вышестоящего главного государственного санитарного врача, заведения имеют право не пускать проверяющих", – напоминает Ирина Низькая.
Также основанием для внеплановой проверки могут послужить численные жалобы потребителей на грубые нарушения карантинных норм. В любом случае, отсутствие таких жалоб являются основанием для обжалования результатов проверки, говорят юристы.
 
"Думаю, что такие рейды будут проходить при поддержке полиции. Как раз для того, чтобы, с одной стороны, пресекать попытки недопуска проверяющих, так как полиция имеет право беспрепятственно войти в любое заведение. И с другой стороны, чтобы пресекать конфликтные ситуации, которые обязательно возникнут", – говорит Александр Кудрявцев.
 
При этом, отмечают юристы, сегодня полномочия Госпродпотребслужбы на проверки предприятий приостановлены. Поэтому не исключены ситуации, что закон будет принят, а полномочия не восстановят, что поставит под сомнение законность выписанных штрафов. 
 

 
Взятки и наглость проверяющих
Потенциально, каждое постановление о штрафе провоцирует взятку. К тому же, исходя из положений проекта, не ясно, каким образом будет исчисляться штраф: то ли за каждого посетителя без маски или же за установленный факт при проверке.
Суммы штрафов невысокие, а потому бессмысленно ради 5 тыс. грн идти на уголовное преступление, считают юристы. Но, конечно же, многое будет зависеть от наглости контролирующих органов.
 
Из-за отсутствия большого количества неопределенных понятий в изменениях к закону ("принятие мер", "защитная маска", "средство индивидуальной защиты" и т.д.) остается достаточно пробелов для различных манипуляций, включая взятки. 
 
"На размер санкции может влиять ряд факторов: масштаб нарушения и его негативное влияние, какие действия и кем были предприняты для устранения негативного влияния и т.д. Какого-то конкретного перечня факторов нет", – отметила нам Ирина Низькая.