На украинские дороги возвращаются радары. Это решение было принято после цепочки смертельных аварий, которые произошли этим летом и унесли десятки жизней.
 
Патрульная полиция начнет использовать устройства измерения скорости уже с понедельника, 8 октября. TruCam появятся в местах концентрации ДТП.
 
 
Возвращение "фенов" по сути отменило реформу ГАИ, которая прошла после Евромайдана. 
 
Журналисты собрали все, что известно об этих камерах.
 
Как будут использоваться радары
 
.
 
Камеры будут использоваться только на участках дорог, где установлены соответствующие дорожные знаки, а перечень таких мест будет в открытом доступе, сообщили в полиции.
 
В местах фиксации нарушений скоростного режима также будут находиться служебные транспортные средства с включением маячков синего цвета в обязательном порядке.
 
В первую неделю патрульная полиция будет использовать данную систему в пилотном режиме без привлечения водителей к ответственности.
 
 
Что такое TruCam
 
Радары TruCam были созданы специалистами американского аэрокосмического агентства NASA. Этот прибор считается одним из самых эффективных при выявлении нарушителей, превышающих скорость. По крайней мере так заявляют в украинской полиции.
 
TruCAM позволяет измерять скорость на расстоянии до 1200 м как во встречном, так и в попутном направлении. Работает без подзарядки 15 часов. Карта памяти вмещает 16 тысяч видеороликов или 40 тысяч фотографий. Камера делает 3 фотокадра в секунду.
 
 
Машина-нарушитель на снимках помечается красным крестом. Качественный снимок делается с 70 м. Лазерный луч наводится на конкретную машину, и вычисляется ее скорость. Если она превышена, нарушение фиксируется автоматически.
 
Камеры могут работать в двух режимах: автоматическом и ручном. То есть прибор можно держать в руках как обычный радар, и патрульный будет самостоятельно определять, скорость какого именно автомобиля нужно измерить.
 
В полиции уверяют, что зафиксированные измерения защищены от удаления и модификации, поскольку проводится опломбирование флеш-карты, а также выполняются соответствующие протокольные процедуры, связанные с обращением и хранением носителей строгой отчетности.
 

 
Зачем возвращают радары?
 
От тотального контроля на автомобильных дорогах Украины отказались после создания новой патрульной полиции. Также в ходе реформ была распущена Госавтоинспекция.
 
В августе 2015 года вступил в силу закон, который предусматривал среди прочего легализацию фото- и видеофиксации нарушений ПДД, что, по оценкам силовиков, позволило бы минимум на треть снизить аварийность на трассах. Однако из-за отсутствия денег под этот закон дальше тестовых апробаций система автоматической видеофиксации не заработала.
 
 
В результате возникла ситуация, когда недостаточный штат патрульных не справлялся с функцией профилактики нарушений ПДД, в то время как автоматические камеры фиксации, которые помогли бы в этом деле, так и не были внедрены.
 
Правоохранители неоднократно поднимали вопрос возвращения ранее использовавшейся практики профилактики нарушений ПДД. Прежде всего, речь шла о возвращении в работу измерителей скорости TruCAM и "Визир". Однако результата не было.
 
О возвращении этой практики заговорили этим летом после ряда смертельных аварий с участием микроавтобусов и грузовых фур.  В частности, за один только день 20 июля в нескольких ДТП погиб 21 человек. В двух из трех ЧП участвовали микроавтобусы, заполненные пассажирами, и фуры. После этих случаев было принято решение усилить контроль за дорожным движением.
 
 
 
К чему приведет возвращение TruCam
 
 
Старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец рассказал "Стране" о рисках использования ручных видеофиксаторов.
 
По его словам, при автоматической фиксации невозможно доказать, кто был за рулем - владелец авто или его доверенное лицо. Тогда штраф, начисляемый владельцу, будет без проблем отменяться через суд. Но есть свои риски и у ручной обработки данных. 
 
"Вопрос в том, как будет обрабатываться полученная со стационарных камер информация. Если она будет обрабатываться в ручном, а не в автоматическом режиме, то есть риск, что полиция станет просто "сортировать" правонарушения. Понятно, что в этом случае ни о каком наведении порядка на дорогах не может быть и речи, а водители со связями смогут и дальше нарушать.
 
 
Плюс — нерешенными остались многие юридические моменты. Есть решение Конституционного суда о том, что ответственность за нарушение должен нести тот, кто его совершил, то есть, был в этот момент за рулем, а не собственник авто. Поэтому если "письма счастья" или квитанции за неправильные парковки будут рассылать владельцам автомобилей, суды станут отменять такие уведомления просто пачками. Дополнительную путаницу внесет большое количество евроблях и автомобилей на донецкой и луганской регистрации".
 
 
А юрист Владимир Караваев пишет на своей странице в соцсети, что властям сначала нужно навести порядок со знаками ограничения скорости, которые установлены очень часто с нарушением стандартов.
 

 
Речь идет о временных знаках, которые сплошь и рядом оставляют после себя ремонтники. Это стандартная ситуация для украинских автотрасс: ремонт дороги или другое ограничение движения давно закончилось, но не демонтаж знаков "не хватило желания". Отметим, что такие давно неактуальные знаки встречаются на трассах очень часто - и это теоретически можеть дать обильную почву для злоупотреблений.
 
Но юридически подкованный водитель может ссылаться на пункт правил 12.10, говорит юрист.
 
"Если дорожные знаки ограничения скорости 3.29 и/или 3.31 установлены с нарушением требований данных Правил или стандартов, или оставлены после устранения обстоятельств, при которых они были установлены, водитель не может быть привлечен к ответственности за превышение скорости движения" - пишет об этом Караваев.