Напомним, что херсонцы не позволили членам исполкома 31 января принять решение о повышении стоимости проезда в городском маршрутном транспорте с 3 до 5 гривен. На следующий день, 1 февраля, в Херсоне перевозчики устроили саботаж и выпустили на маршруты всего 181 автобус из 574. Городская власть в срочном порядке начала "вести диалог" с перевозчиками, попутно закидывая горожанам информацию о том, что проезд в херсонских маршрутках, несмотря ни на что, таки будет 5 гривен.
 
Ирина - владелица маршрутного автобуса. Она согласилась ответить на наши вопросы и рассказать о том, как ситуация выглядит с другой стороны. 
 
 
- Я не смогу одна в открытую это (взятки, "откаты", - ред.) побороть, поэтому вынуждена действовать анонимно, - сразу предупредила женщина. - Моё максимальное желание - донести до общественности, насколько коррумпирована система пассажирских перевозок. У меня есть дети и я не хочу быть вторым Малышевым*, когда он три месяца отлёживался после ранения. Там такие миллионы, что убьют не задумываясь!
 
- С какими расходами владельцы маршруток сталкиваются в работе с перевозчиками?
 
- Расскажу на примере "Херсонкоммунтранссервиса". Это коммунальное предприятие заключает с частниками договор на предоставление услуг по гаражному хранению, техобслуживанию, прохождению медика, механика и всё. Договоров аренды нет. Во всяком случае их не дают частникам. На самом деле оплата всех названных услуг осуществляется так: водитель платит сам за медика, механика, заезд на яму, гаражное хранение (если в боксе). 
 
.
 
Всё остальное на плечах частников - техобслуживание, «чёрный нал» за так называемую «путёвку», зарплата водителям, ремонты. Но в любом случае частники подчиняются Васильеву (Александр Васильев - нынешний директор КП "Херсонкоммунтранссервис", - ред.) и без медика, механика и путёвки на маршрут никого не выпустят.
 
- Трудоустроены ли официально водители?
 
- Ни один водитель не трудоустроен.   
 
 
- Ирина, а перевозчики заносят взятки "наверх"?
 
- Никто за руку не ловил, что заносят дань в горсовет, но каждый раз когда поднимался вопрос о повышении тарифа хозяин маршрута, любой, будь-то Сивак (директор фирмы-перевозчика "Рембыттехника", - ред.), "МИС", Васильев и другие требуют деньги с каждой машины за "продавливание" в горисполкоме нужного тарифа.
 
И мы сдавали уже не раз! Последний раз летом 2016 года. Денюжку сдали, а тариф... не подняли и кто-то их себе в карман положил.
 
 
- Какая цена на проезд в городском транспорте действительно обоснована? Почему перевозчики выдают стоимость проезда в 10 гривен, а согласны возить за 5?
 
- Моя маршрутка перевозит в день минимум 400 человек. Умножаем это количество на цену в 3 гривны, получаем 1 200 гривен в день. За 31 день набегает 37 200 гривен. Из них 21 700 гривен в месяц - это заправка газом. Остаётся 15 500 грн. Из них около 3 тысяч в месяц - это «левый откат» хозяину маршрута плюс около 1 200 гривен за прохождение медика и механика. Остаётся уже 11 200. Зарплата водителя 4 тысячи. Остаётся примерно 7 300 гривен, мой доход.
 
Но при таком раскладе это не так уж и много, учитывая расходники на авто. Стоимость деталей - в долларах. Ремонт двигателя - 5-6 тысяч гривен. Сразу весь твой месячный доход уходит в ноль. Но если убрать "откаты", жить можно будет на 4 гривны (стоимость проезда, - ред.).
 

 
Расчёты мои простонародные, но, я думаю, понятные. Водителю выставляю план в день. В будний - больше, в субботу-воскресенье - меньше. Водитель из всего дневного заработка должен заправить машину и забрать свой заработок. Ни один хозяин не скажет, сколько себе забирает водитель. Даже пару раз садилась с водителем и сама работала кондуктором, чтобы понимать, какой план ставить. Из моих расчётов всё-таки гривен 220-240 в день он имеет. 1 февраля те машины, которые вышли на маршрут, заработали двойной план. 
 
*Александр Малышев - экс-директор КП "Херсонкоммунтранссервис". Преступление произошло утром 5 июня 2012 г на перекрестке пер. Смоленский и ул. Ладычука в Херсоне. В пострадавшего стреляли неизвестные из автомобиля.