Журналисты проехались в поезде Ужгород — Киев и выяснили, на чем сейчас зарабатывают проводники, что думают о пассажирах и почему реформы поляка остаются только на бумаге
 
Проводники зарабатывают на атошниках, боятся тайных пассажиров, а занавески меняют, если в вагоне едут чиновники.  Журналисты проехались с проводником из Ужгорода в Киев и посмотрели, как работает их бизнес.
 
 
«Скажите вашему поляку...»
Людмила, проводница поезда Ужгород — Киев, уже полчаса пытается угомонить двух пожилых женщин, которым не нравится их дверь в купе. «Ну что вы дергаете ее, уже с рельсы сняли. Конечно, не закроется», — спокойным тоном объясняет она им. «А вы скажите вашему поляку (видимо, речь о главе УЗ Войцехе Балчуне. — Авт.), что он такие вагоны не имеет права в рейс отправлять!» — не унимается одна из женщин.
 
«Если бы они знали, какие вагоны в рейс отправляют, они бы об этой двери уже давно забыли, — ворчит Людмила, гремя стаканами с подстаканниками. — Главное, чтобы жалобу не написали, а то она все равно к нам вернется, и оштрафуют меня — за то, что не смогла успокоить пассажиров». И тут же переходит к подстаканникам: «Вот говорили, что одноразовую посуду дадут, и где она?! Эти стаканы мою всю дорогу. Но это я, а другие проводники в лучшем случае сполоснут их, потом подстаканник весь грязный».
 
По ее словам, зарплата у проводников — не более 6 тыс. грн. «Раньше у нас индексация была, но в этом году ее сняли. Зато объявили, что на 25% подняли зарплату. И снова те же шесть тысяч — реформа называется! А перчатки для уборки туалетов выдают такие, что они тут же рвутся. Самой приходится покупать. Химсредства для уборки тоже сама докупаю, иначе в туалет вы зайти не сможете. Тряпки для уборки несу — ничего у них на дороге нет. Раньше по вагонам в конце рейса ходила бригада уборщиков, а теперь все самой надо. Некоторые проводники скидываются по 20–30 грн, чтобы нанять уборщицу. Зато начальство на ремонтах вагонов такие деньги гребет, что нам с вами и не снилось!» — при этих словах Людмила многозначительно закатывает глаза.
 
.
 
Ночные заработки
Из-за маленьких зарплат проводники ведут свой бизнес. «Хорошо тем, кто ездит на рейсах в Москву или в Европу — они везут контрабанду. Сигареты, сало, рыбу, мясо, а в Россию — импортную еду, которая там под санкциями: сыры там всякие, испанскую ногу (речь о хамоне. — Авт.). Все прячут под обшивку или в люк под вагоном, там прохладно. За рейс, если все удачно пройдет, могут две-три тысячи заработать. Главное, чтобы пограничники не накрыли», — шепотом поведала Людмила.
 
А для обычных проводников ночь — самое прибыльное время. Пока стоим на маленькой станции среди ночи, в купе проводницы появляется пассажир.
«Ты уж не говори никому, но зарабатывать можно сейчас только на «коротышках» — пассажирах, которые садятся на промежуточных станциях и едут немного. Кто 50, кто 100 грн заплатит, еще 25 грн за постель можно взять. Но половину я должна отдать начальнику поезда, он со штабными там делится, чтобы никто этого типа не заметил», — продолжает она.
На следующей станции в вагон просится бабушка с внучкой. «Да нет у меня двух мест в одном купе!» — пытается убедить их Людмила. «Да мы вдвоем на одной полочке, в других вагонах сказали, что мест вообще уже нет, а в СВ дорого», — бабушка сует 100 грн и успевает залезть в вагон уже чуть ли не на ходу.
 
И действительно, в течение ночи в вагон постоянно кто-то входит и выходит. Один из пассажиров возмущается и требует показать билеты новых попутчиков. «Я уже третий раз просыпаюсь! Один вышел, другой зашел, что вы тут устраиваете!» — скандалит парень. 
 
 
Водка для бойцов и доход с «коротышек»
 
Людмила разоткровенничалась: «Ты билет в СВ никогда не покупай, там цена 600–1000 грн, а еще неизвестно, с кем в купе попадешь. Такие пассажиры бывают! Садится в костюме, в галстуке, с дипломатом. А потом выпьет, спать завалится... Бывает, сосед в коридорчике всю ночь стоит, чтобы не задохнуться. Да еще атошники часто в СВ едут. Я не против, ребята заслужили, но они же пьют! Уж если хочешь в СВ, купи билет с плацкартой, самый дешевый, а потом проводнику в СВ дай 200 грн — и будешь спокойно ехать», — говорит проводница.
 
Правда, позже еще признается, что проводники зарабатывают и на атошниках. «На станции покупаешь пару бутылок водки, потому что если у тебя в вагоне военные, им все время алкоголя мало. Через час начнут ходить и искать, продашь им в два раза дороже. А утром еще пива можно продать подороже, опохмелиться. Я так не делаю, а вот мужчины-проводники не боятся. Если что, военный патруль вызывают, чтобы утихомирить. Зато на таких рейсах они минимум 500 грн только на водке заработают».
 
 
На западных направлениях сейчас у проводников нельзя даже воды купить. «После одного скандала нам запретили торговать водой, едой. Только чай и кофе. А раньше, господи боже мой! Огромный план давали на продажу чая, сахара. А пассажиры жадные, они со своими пакетиками и со своим сахаром, только за кипятком бегают. А остатки мне самой приходится выкупать. У меня дома склад этих пакетиков был, а чай плохой, никто в семье его пить не хотел. До сих пор валяется. Правда, на других направлениях, восточных, проводники все так же торгуют чаем, печеньем, газетами старыми. Им маленький план сейчас дают, поэтому они и свою воду продают, и свое печенье, и вафли. Говорят, могут за рейс 300–400 грн на этом заработать. Впрочем, где берут дешевый товар — бог его знает, явно не в магазине. Такое впечатление, что пакетики с чаем где-то в подвале штампуют, там одни опилки в нем», — рассказывает о бизнесе Людмила.