В случае объявления банкротства авиакомпании пассажирам очень трудно вернуть деньги, уплаченные за перелет
В авиакомпании SkyUp заговорили о возможном банкротстве из-за карантинных ограничений на перелеты по миру и упавшего на этом фоне пассажиропотоке.  
Из-за пандемии украинский авиаперевозчик терпит убытки на десятки миллионов долларов и руководство компании отмечает, что без господдержки у них могут быть большие проблемы.
 
"В прошлом году мы заплатили 200 млн грн налогов и сборов. В этом году должны были заплатить 400 млн грн. Вместо этого нам грозит банкротство, а государству – минус 100 млн грн из-за того, что все наши 1 300 высокооплачиваемых специалистов станут на биржу труда", – рассказал в одном из своих интервью совладелец SkyUp Airlines Александр Альба.
 
 
Что будет с Join Up!
Александр Альба также является совладельцем туроператора Join Up! Тут убытки от пандемии пока не подсчитывали, хотя и отмечают сильное падение объемов продаж. Вместе с тем, клиентов успокаивают – угрозы банкротства оператора нет.
 
"Точные цифры получим в начале 2021 года. Можем говорить о значительном падении продаж, при этом в туристической индустрии меньше рисков и конкуренции, чем в авиации, поэтому угрозы банкротства нет", – рассказала UBR.ua руководитель отдела PR-отдела Join Up! Ольга Ткаченко.
 
Она также добавила, что совладелец компании в своем интервью обратил внимание государства на авиационную отрасль в Украине, так как SkyUp вынужден конкурировать с иностранными авиакомпаниями, которые получили огромные суммы государственной поддержки.
 
.
 
"Их они успешно тратят на то, чтобы закрепиться на украинском рынке и "выдавить" национальных перевозчиков", – говорит Ольга Ткаченко.
 
Что происходит в авиации
Статистика по авиации, действительно, неутешительна, говорят эксперты. Падение на рынке пассажирских перевозок Украины составило более 50% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. И пока нет оснований говорить об ослаблении Евросоюзом и другими странами коронавирусных ограничений и открытии границ, что могло бы оживить отрасль.
 
Несколько в более благоприятной ситуации оказалась перевозчики в крупных континентальных державах – США, России, Китае. Их выручают внутренние перевозки.
Некоторые иностранные перевозчики заручились финансовой поддержкой своих государств и теперь агрессивно выдавливают конкурентов из оставшихся рынков.
 
 
"Украинские перевозчики пока не договорились с правительством о каких-либо дотациях. Поэтому прекращение перелетов некоторыми украинскими авиакомпаниями выглядят достаточно реальной перспективой", – отметил в беседе с UBR.ua глава авиационного сектора юридической фирмы Kinstellar Алексей Бурчевский.
 
В то же время, 28 сентября завершился введенный правительством 30-дневный срок ограничения въезда иностранцев в Украину. В случае, если не будет принято новых ограничительных мер, иностранцы смогут посещать нашу страну с соблюдением тех же правил, которые установлены для возвращающихся из-за рубежа украинцев.
 
"Насколько это оживит украинский рынок авиаперевозок трудно сказать. Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что вряд ли национальные перевозчики смогут справиться с кризисом в одиночку, без финансовой поддержки государства или реструктуризации долгов кредиторами", – подметила в разговоре с UBR.ua член Ассоциации юристов Украины, руководитель практики банкротства Юридической группы LCF Елена Волянская.
 
 
Аналогичная ситуация сложилась для отрасли во всем мире. Государственную поддержку получили далеко не все авиакомпании, в большинстве случаев были дотированы крупные национальные авиаперевозчики.
 
Вошли в пике
Падение авиаперевозок было неоднородным в разных регионах. Эксперты сходятся во мнении, что по итогам 2020 года перевозки упадут на 60-70 % по сравнению с 2019-м.
Сократив персонал и отсрочив лизинговые платежи по самолетам, авиакомпании могут продержаться в полузамороженном состоянии достаточно долго. Но со временем инвесторы начнут терять к ним интерес и выводить деньги в другие сферы экономики.
 
"С точки зрения статистики, ситуация улучшается. Падение уже не 70-90%, а "всего" 55-60%. Но это все равно падение и его без поддержки не переживут многие. Вопрос вмешается ли государство в эту ситуацию или кто-то из инвесторов – пока все поставили на паузу. Власти отмалчиваются", – говорит аналитик компании "Евро-патруль" (занимается исследованиями транспортных рынков) Вячеслав Коновалов.