Недавно СМИ сообщали о том, что в Херсоне с 16 марта начали курсировать ночные троллейбусы.
 
Ночными считаются рейсы, в которых возят пассажиров с 20:00 до 23:00. Такая инициатива рассматривалась как эксперимент, в ходе которого рассчитывалось узнать, будут ли ночные рейсы пользоваться спросом у горожан и будут ли они окупаться.
 
 
Как заявил на пресс-конфе-ренции в мэрии 26 марта советник мэра Херсона Юрий Стельмашенко, эксперимент показал, что рейсы дежурных троллейбусов оказались убыточны.
 
«Мы тратим на эти рейсы порядка 9 тысяч гривен ежедневно. Это зарплаты водителей, потому что ночное время –это другой коэффициент, также мы держим дежурных медика, техника, водителя тягача. Потом есть расходная часть на развоз этих коллег. А возим мы от 200 до 300 человек за вечер, это 500–600 гривен – касса. Это дополнительная нагрузка на горбюджет», – рассказал советник мэра.
 
При этом он добавил, что пассажирские перевозки во всем мире считаются социальным, а не коммерческим видом деятельности со сверхдоходом. И также пояснил, что организовать ночные перевозки на маршрутках будет дешевле в отличие от троллейбусов. По словам Юрия Стельмашенко, частные перевозчики готовы пойти городу навстречу. Однако, судя по всему, навстречу они готовы идти не за просто так...
 
.
 
ПЕРЕВОЗЧИКИ ХОТЯТ ПЕРЕСМОТРА ТАРИФА
Одна из частных фирм-перевозчиков готовит свои расчеты нового тарифа, которые скоро передадут в мэрию для ознакомления. Эти расчеты также рассмотрит горуправление аудита, чтобы понять, насколько они адекватны. К обсуждению новой стоимости проезда в маршрутках привлекут и общественность. По крайней мере, так заявил советник городского головы.
 
«О том, что сейчас адекватная расчетная стоимость проезда, говорить не приходится», – прокомментировал г-н Стельмашенко.
 
На неадекватность стоимости проезда, по его словам, повлияли и карантинные ограничения (маршрутчикам больше нельзя забивать автобусы до отказа – а только лишь сидячие места), и цены на бензин...
 
 
С перспективой повышения стоимости проезда в маршрутках напрашивается вопрос – повлияет ли это повышение на качество услуг. Ведь горожане прекрасно помнят, что каждое очередное повышение тарифа не меняло ничего – маршрутки грязные, людей навалом, автобусов не хватает, вечером маршруток не дождаться... Но, как отметил Юрий Стельмашенко, не просить, а требовать соответственного качества услуги от частных перевозчиков город сможет только тогда, когда соотношение частников и коммунальных автобусов будет 50% на 50%, а не как сейчас – 5% на 95% в пользу частников.
 
Для того чтобы изменить ситуацию к лучшему, планируется несколько шагов, первые из которых обещают сделать уже в этом году. В городе разрабатывается новая маршрутная сетка, которая должна минимизировать полное дублирование маршрутов. Помимо этого планируется закупить 30 больших автобусов, рассчитанных для перевозок, в том числе и маломобильных групп населения. Также в Херсоне хотят внедрить электронный билет, а общественный транспорт оборудовать валидаторами (считывающее устройство, снимающее определенную сумму или количество поездок с электронного билета). Такая система позволит вести учет реального пассажиропотока и, соответственно, даст понимание реальной прибыли перевозчиков.
 
Интересной информацией поделился на пресс-конференции мэр Игорь Колыхаев. По его словам, 1 автобус за сутки приносит от 1800 до 2400 гривен прибыли, но сдается в кассу около тысячи. Это при том, что, как прозвучало на пресс-конференции, официальная зарплата у водителя маршрутки в районе 8 тысяч гривен. По словам градоначальника, валидаторы позволят сдавать деньги в кассу, а это в свою очередь позволит увеличить официальный доход водителя и другого персонала фирм, занимающихся перевозками.
 
 
Но как скоро в Херсоне заработает такая система учета и будет внедрен электронный билет? О необходимости таких изменений в Херсоне и ещё в 15 украинских городах начали говорить еще в 2017 году! И пока во многих городах система «проездных карточек» успешно работает (в частности, в Киеве, Харькове, Ужгороде, Житомире, Тернополе, Хмельницком), в Херсоне всё так и осталось на уровне разговоров.
Дарья ЛАПИН