Почти все автомобили в Украине подорожают уже с 1 января. Виной всему рост цен на стратегически важное сырье: сталь, алюминий, медь, пластик и драгметаллы. Вместе с этим прайсы вырастут не так существенно, как могли бы.
 
Их могли подстегнуть еще и обязательства производителей устанавливать на машине обязательные опции, такие как датчики застегивания ремней безопасности задних пассажиров, датчики света и т.п. Но, как рассказал UBR.ua гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, они инициировали перенос этих изменений на 2025 год.
Таким образом с Нового года цены вырастут не на 5-8%, как могли бы, а всего на несколько процентов.
 
 
Кто и почему поднимет цены
Как заметил нам Олег Назаренко, о предстоящем росте ценников уже заявили ряд мировых производителей.
Например, Audi заявила о росте цен на свои модели на 3%, Mercedes – на 2%, Nissan и Honda тоже объявили о подорожании, но пока не раскрыли деталей.
 
Изменение стоимости "приурочено" к началу нового финансового года, который у европейских компаний начнется как раз 1 января, в отличие от некоторых японских конкурентов, где это произойдет в марте.
 
Традиционно под конец уходящего года финансовые отделы корпораций уведомляют своих акционеров об ожидаемых нормах прибыли, рентабельности, о том, по каким ценам весь ближайший год будут продаваться автомобили. В дальнейшем они должны придерживаться обозначенной "финансовой дисциплины".
"Никто не поднимает цены спекулятивно из-за того, что, например, на рынке дефицит", – подчеркнул Назаренко.
 
.
 
По его словам, крупнейшим автопроизводителям будет трудно сохранить норму прибыли на прежнем уровне, подняв цены всего на 2-3%. Ведь алюминий и сталь подорожали на 5-10%. Выросли в цене и медь, и золото – хотя его и используют немного – для контактов.
Председатель Института исследований авторынка (ИИА) Станислав Бучацкий отметил, что дорожают не только новые автомобили.
 
По его словам, мировой кризис автопроизводства продолжается не первый месяц и оказывает влияние на украинский рынок. Подорожание металлов и другого сырья, используемого в индустрии, наложилось на нехватку микропроцессоров.
 
"В Европе уже сегодня огромная нехватка автомобилей, как новых, так и подержанных – из-за кризиса полупроводников и чипов. То есть производителям не хватает этих комплектующих, соответственно новые машины не сходят с конвейеров, не попадают в салоны, люди не могут купить новые машины", – отметил он.
Как следствие, добавляет эксперт, автовладельцы не продают свои старые машины, и те не попадают на вторичный рынок.
Другая тенденция – вместо покупки нового транспорта потребители выбирают авто до трех лет, так как их можно приобрести без проволочек и дешевле.
 
 
На сколько подорожают
Ошибочно считать, что если в Европе машины подорожают на 2-3%, то в нашей стране рост должен быть больше, уверен Олег Назаренко. "Цены там выше, чем в Украине. Это связано с покупательской способностью", – констатировал глава ВААИД.
 
В Германии понимают, что рядовому немцу с ежемесячной зарплатой 5 тыс. евро не проблема за полгода накопить 25 тыс. евро для покупки авто. "А украинцу нужно эти 25 тыс. евро при его зарплате собирать пару лет, как минимум ", – констатировал он.
 
Понимая, что в нашей стране экономическая ситуация другая, а рынок "терять не хочется", автопроизводители могут продавать у нас свои товары с невысокой рентабельностью, рассчитывая в будущем заработать на запчастях.
 
 
Автомобили могут быть дешевле там, где высокая конкуренция, например, как в США. Там Toyota и General Motors могут себе позволить выставлять цены ниже себестоимости. Ведь в Штатах – как и Европе – запрещено самостоятельно заниматься ремонтом автомобилей, впрочем, как и сантехники, и электросети.
Считается, что непрофессионал может нанести вред не только себе, но и окружающим, поэтому там за такую самодеятельность предусмотрены большие штрафы, рассказал Олег Назаренко.
 
В Америке также запрещено устанавливать на автомобили несертифицированные детали – может слететь страховка. Поэтому Toyota и General Motors продают на местном рынке автомобили дешевле, рассчитывая потом заработать на запасных частях.
Олег Назаренко подчеркнул, что в каких-то регионах повышение цен может быть и выше заявленного, а где-то – и ниже. Окончательно это станет известно уже после Нового года.
 
Разметают б/у
Наш рынок почти полностью импортозависимый, из всего объема ввозимых автомобилей 90% – подержанные, и только 10% – новые. В структуре рынка 40% продаж составляют "б/у-шки", остальное – внутренние перепродажи, рассказал Станислав Бучацкий.
 

 
Из-за нехватки средств украинцы чаще выбирают бывшие в употреблении авто, а так как их не хватает и в Европе, то цены поползли вверх как в ЕС, так и в Украине. Стоимость каждой конкретной модели очень сильно зависит от рынка – будь то Европа или, например, США.
 
По словам Бучацкого, он прогнозировал подорожание в среднем на 15-30%, но на машины до трех лет в Евросоюзе цены взлетели на 50%.
Стоимость новых автомобилей более прогнозируемая, потому что их цены согласовываются – официальные импортеры и дилеры не вправе устанавливать ценник по своему усмотрению.
 
"Если автопроизводители заявляют о 2-3% (повышения цен), то так оно и будет", – подчеркнул эксперт, отметив, что в случае возникновения еще каких-либо проблем с комплектующими, подорожание может быть и более существенным.
Но если с ценами в сегменте новых авто все более-менее прогнозируемо, то с поставками – отнюдь.
 
 
"По прогнозам экспертов, приблизительно два-три года будет чувствоваться дефицит", – отметил Бучацкий и привел пример, что "машины из салона" приходится ждать месяцами. Например, популярную модель с индивидуальной комплектацией в нынешних реалиях нужно ждать до полугода с момента заявки.
 
Передел рынка
На фоне дефицита в индустрии могут произойти заметные изменения среди покупательских предпочтений. Среди новых популярных автомобилей все чаще появляются китайские модели, поделился своими наблюдениями Станислав Бучацкий.
Если оставить в стороне вопрос о качестве, то при условно равных технических характеристиках покупатели все чаще могут отдавать предпочтение машинам из Китая, которые можно купить прямо в салоне, без ожидания. Тогда как модели немецких производителей нужно ждать месяцами.
 
"Поэтому можем увидеть больше китайских машин на дорогах", – спрогнозировал он изменения на украинском рынке, которые могут произойти в 2022 году, упомянув таких автопроизводителей из Поднебесной, как Geely, Chery и др.
/