Отключение электроэнергии чревато не только потерей освещения, но и невозможностью совершать платежи через карточку тогда, когда в магазине свет есть, но при этом его нет в главных офисах банков. Проблемы уже начались с оплатами через POS-терминалы крупных банков, в том числе государственных. Эксперты советуют запасаться наличкой и иметь ее всегда под рукой при расчетах в магазинах.
 
POS-терминалы не работают
В выходные при расчетах карточками в POS-терминалах ПриватБанка возникли проблемы. При попытке совершить платеж терминал давал ответ, что не может распознать банк-эмитент, притом что свет в торговой точке был. Сотрудники магазинов объясняли, что в главном офисе банка нет электричества, поэтому терминалы "распознают" только карточки самого ПриватБанка, но не других банков.
В самом ПриватБанке в таких случаях рекомендуют пользоваться мобильными терминалами или QR-кодами.
 
 
"Классические POS-терминалы питаются от электросети, поэтому на случай веерных отключений советуем торговцам пользоваться мобильным терминалом или QR-кодом собственного POS-терминала", – прокомментировал пресс-секретарь ПриватБанка Олег Серга.
 
Похожие рекомендации дали и в Ощадбанке, который так же, как и ПриватБанк, завязан на обслуживание широких слоев населения.
"Для таких случаев мы предлагаем клиентам наш ОщадPAY, который не зависит от света, а только требуется заряженный мобильный телефон", – рекомендует начальник управления маркетинга, рекламы и связей с общественностью Ощадбанка Ярослава Титова.
 
Банки не готовы
О том, что проблема отключения света именно в банках ставит под угрозу электронные платежи в магазинах, буквально недавно намекал и Национальный банк Украины (НБУ) в своем циркуляре, в котором рекомендовал банкам применить все необходимые меры.
 
.
 
"Банки вообще себя ведут расхлябанно. Дошло до того, что если по какому-то поводу им звонят из НБУ, то банковские работники отвечают, что у них нет света. Выехали люди на релокацию в Ужгород или Львов, но не работают, потому что у них нет света. Потому что, видите ли, его отключили", – рассказал источник в НБУ.
Эксперты констатируют, что банки как не были готовы к веерным или аварийным отключениям раньше, так и не готовы сейчас, после девяти месяцев войны, что косвенно подтверждают рекомендации банковских учреждений пользоваться мобильными приложениями.
 
"Безопасники и операционные директора заняты в основном закупками, перекрашиванием стен, ремонтами интерьеров по десять раз в году. Но не занимаются тем, что реально необходимо банку как институту, который должен бесперебойно работать. У банков нет никакого бэкапа энергетического даже в головных офисах. Кроме нескольких банков, где стоят дизельные станции, которые обеспечивают час-два работы, и то только головного офиса", – прокомментировал аналитик финансовых рынков Иван Угляница.
 
Но даже если бы один конкретный банк установил себе отдельное дизельное оборудование, это не спасет ситуацию, так как должна работать запасная система энергообеспечения, связывающая в единое целое все банки Украины. Однако в сегодняшних условиях банки не могут обеспечить бесперебойное снабжение даже отдельных департаментов.
 
 
"И для отдельных ключевых департаментов, у которых должно быть круглосуточное электричество в крупных банках, 100% нет "гилингового" блока, то есть гилинг-трейдинг валюты, который должен работать постоянно. И это очень большие топовые банки, вроде Альфа-Банка, все госбанки, тот офис Райффайзенбанка, который сейчас находится у ОТП Банка", – рассказал Иван Угляница.
 
"Нацбанк ничего не решит"
Что касается вышеуказанного письма Национального банка, то оно ничего не может изменить по сути. Громкие угрозы регулятора, говорят эксперты – не более чем просто имитация бурной деятельности в условиях, когда нужно что-то делать.
 
"Нацбанк ничего не решит. Он такой циркуляр выпустил, чтобы показать: вот мы заботимся, а вы такие-сякие. Но НБУ своей "регуляцией" ничего не сделает. Это как в воздух сказать: пускай всем будет счастье", – констатирует Иван Угляница.
Выход из этой проблемы простой. Всегда иметь под рукой наличку, чтобы ею можно было рассчитаться, если вдруг оказались в ситуации, когда платеж не проходит. Это работало всегда раньше, безотказно работает и сейчас.
 
 
"Придется держать наличку. Если в магазинах отключается электричество, то там и так говорят: либо вообще не проводят операции, либо могут продать за наличку. Или с карточки на карточку, но в больших магазинах это не сработает. Конечно, неудобно: не будут работать банкоматы – не будет и наличных денег", – резюмирует Иван Угляница.
_____________________________________________________

Эксперт предупредил украинцев о новом массированном ракетном ударе

Во вторник, 15 ноября, Россия нанесла самый массированный ракетный удар по Украине с начала войны – вероятно, эти обстрелы были не последними и страна-агрессорка будет продолжать уничтожать инфраструктуру Украины.
Об этом в эфире Апостроф ТВ рассказал бывший сотрудник СБУ, эксперт Украинского института будущего Иван Ступак.
 
"С сентября они бомбят. Последний массированный налет был 10 октября, потом было немного поменьше, потом была пауза - тактическая, оперативная, они, видимо, подыскивали новые цели, делали доразведку, делали доукомплектование своих ракет, планировали свои атаки волнами. И вчерашняя атака - тревога по крайней мере, в Киеве, длились почти четыре часа, то есть действительно серьезно готовились" , - рассказал он.
По словам эксперта, в ближайшее время может быть пауза, во время которой РФ будет накапливать ракеты, отрабатывать цели, доразведывать, а затем снова будет массированно атаковать Украину.