Водители евроблях, которые не смогли растаможиться во время льготного периода, кинулись решать проблему еще одним нелегальным способом.
В интернете активизировались частные лица и компании, которые предлагают услугу по разборке таких транспортных средств на запчасти и их последуюший сбыт. И хотя этот сценарий и ранее активно продвигался в Украине, как один из возможных выходов, на самом деле рисков в нем больше, чем пользы.
По просьбе UBR.ua юристы рассказали о всех возможных последствиях и штрафах за такого рода решение проблемы.
 
Сколько получится отбить
Первыми такую услугу стали предлагать непосредственно сами продавцы автозапчастей, поскольку для них это является одним из способов получения дешевых комплектующих на перепродажу.
В Украине существует целая индустрия специальных фирм, которые занимаются как скупкой-продажей, так и непосредственной разборкой автомобилей, в т.ч. евроблях.
 
 
На практике это выглядит так: человек задешево продает свой автомобиль на иностранных номерах, а специалист уже сам занимается его дальнейшей разборкой и сбытом по запчастям. Однако некоторые из водителей пробуют сделать все самостоятельно у себя в гаражах, и далее реализуют автомобиль по деталям на различных интернет-платформах. 
 
"Вот так и получается, что некоторые объявления касаются продажи каких-то конкретных запчастей – двигателя, коробки передач, сидений, потому что сам владелец и разобрал машину. А все остальное по итогу он завозит на металлобазу, и продает по 5,50 грн за кг черного металла", – рассказал UBR.ua юрист ОО "Авто Евро Сила" (АЕС) Иван Казачук.
 
Поскольку в среднем вес легковой машины составляет порядка 1,5 тонн, и большую часть там все-таки можно снять, то какие-то потраченные на приобретение евробляхи деньги у владельца, может, и получится отбить.
 
 

 

 
Но размер вырученных средств после такой процедуры напрямую зависит от его марки и от того, в каком техническом состоянии находится автомобиль: значение имеет "старый ли это Форд, либо более новый Мерседес".
"Этот способ абсолютно – нелегальный, но в большинстве случаев, если машина уже какая-то безнадежная, и на ней уже нельзя передвигаться – нет документов, нет вариантов ее легализовать – то несколько сотен евро на разборке за нее, может, можно будет и вернуть назад", – констатирует глава института исследований авторынка Станислав Бучацкий.
                                
Легальной разборки не существует: какие варианты  
Если же говорить о легальном способе отправки автомобиля на иностранной регистрации на разборку – то его просто нет, уточняют эксперты. Поскольку это – товар, который находится под контролем госорганов. В свою очередь таможней запрещено осуществлять какие-либо манипуляции с автомобилем без соответствующего разрешения.
 
И даже если сейчас у евробляхера нет возможности растаможить авто легально по схеме через УБД, эксперты всячески отговаривают от продажи на разборку и предлагают рассмотреть вариант отказа от такого транспорта в пользу государства.
"Человек самостоятельно привозит автомобиль на таможню и через таможенного брокера подает таможенную декларацию. Эту машину оформляют в таможенном режиме "в пользу государства" и забирают на таможенный склад", – разъясняет Казачук.
 
Если владелец не готов к подобным действиям, несущественные последствия от нелегальной продажи евробляхи по комплектующим могут быть лишь у тех водителей, которые не страховали свой автомобиль и ни разу не получали штраф за нарушение ПДД. Соответственно, данные о нем вряд ли найдут и привлечь к ответственности их уже будет сложнее.
 
 
Также разборка дает возможность избежать и полицейского штрафа (8 500 грн), который выписывают на владельца евробляхи при остановке на дороге. В иных случаях граждане Украины в зависимости от таможенного режима ввоза будут получать штрафы.
 
Как поплатится владелец разобранной евробляхи:
● если автомобиль ввез непосредственно украинец в режиме "транзит", штраф в размере 170 тыс. грн ему придет почтой;
● если автомобиль был ввезен иностранцем в режиме "временного ввоза", а украинец эксплуатировал этот автомобиль, застраховал, возможно, получал штрафы за нарушение ПДД – в таком случае почтой придет штраф от таможни в размере 34 тыс. грн;
● даже если гражданин Украины поменял адрес проживания или длительное время по нему не находился, таможенная служба передаст штраф в исполнительную службу, а последняя арестует его банковские счета, наложит арест на движимое/недвижимое имущество, установит запрет на выезд заграницу.
 
"Таможня спросит – где машина? Поэтому украинца легко привлечь к ответственности, имея просто данные в таможенной базе, когда этот человек пересекал границу и ввозил машину. И неважно – ездил он на ней или нет. Вся информация в ней зафиксирована", – отмечает глава института исследований авторынка.
 
 
Другой вопрос, что в случае ввоза машины иностранцем, как в большинстве случаев происходило с евробляхами, найти и привлечь его к ответственности почти невозможно. Именно такие машины чаще других, по словам экспертов, сейчас и сдают на разборки.
 
"Верблюда" не накажут
Часть машин формально ввезена нерезидентами, которые в Украине вряд ли появятся, говорят юристы.
"Найти его могут разве что по объявлению. И то, если начнут реально проводить оперативные мероприятия", – подметил в беседе с UBR.ua адвокат Вадим Володарский.
 
Однако в случае с разборкой полиции может не составить труда просто-напросто поймать человека "на горячем", когда он будет сдавать свой транспорт, и тогда иметь все законные основания применить штраф: минимум 170 тыс. грн за использование самой евробляхи и за раскомплектацию товаров, которые находятся под таможенным контролем.
 

 
"Есть целый набор статей, по которым могут привлечь. Это и ст. 469 Таможенного кодекса (ТКУ) за неправомерные операции с товарами, таможенное оформление которых не окончено (от 17 до 34 тыс. грн), и ст. 470 – за утерю таких товаров. Могут применить, например, и ст. 481 – превышение срока временного ввоза и вывоза товаров. А также ст. 485 – где в т.ч. прописаны противоправные действия, направленные от уклона уплаты таможенных платежей", – рассуждает Бучацкий.
 
То есть в главе 68 ТКУ прописаны все виды нарушений таможенных правил, и как минимум три-четыре статьи оттуда теоретически можно применять для евроблях.
 
Теперь многое будет зависеть от "креативности" работников таможни и судебной практики, поскольку сформированной массовой техники решения таких вопросов в судах еще нет, так как массовые штрафы еще отсутствуют. Как только они начнутся – тогда суд составит конкретный перечень санкций к евробляхам и приступит к радикальным действиям.