Из представленных на 43-м Киевском международном кинофестивале «Молодость» фильмов два было снято на Херсонщине нашими земляками.
 
«Я чотири роки…» — с трудом сдерживая слёзы, попытался представить свой полнометражный дебют «Такие красивые люди» кинорежиссёр, уроженец Херсона Дмитрий Моисеев. Кого-то из зрителей столь эмоциональная презентация растрогала, кого-то задела за живое. Но даже те, кого она оставила совершенно равнодушным, с искренним любопытством пришли посмотреть новый украинский фильм.
 
 
«Херсонский след» на фестивале
Впервые за много лет подобное событие на «Молодости» прошло без привычного пафоса: ни тебе блистательных речей представителей фестиваля, ни переаншлага с участием приглашённых звёзд. Перед фильмом лишь коротко и по существу выступила председатель Государственного агентства Украины по вопросам кино Екатерина Копылова. С тем, что выход на экран любого «родного» полного метра — безусловное событие для нашей кинематографии, трудно не согласиться. По словам Копыловой, в этом году было завершено беспрецедентное для независимой Украины количество полнометражных фильмов — 15. «Осталось только надеяться, что количество обязательно превратится в качество», — отметила она.
 
Впрочем, было бы странно, если бы столь тихому камерному фильму, как «Такие красивые люди», устроили оглушительную премьеру. Его героям за тридцать, они обитают на берегу моря (съёмки проходили на Арабатской Стрелке неподалёку от Стрелкового) вдали от цивилизации, ловят рыбу, устраивают милые театральные представления, живут себе тихо и счастливо. Плохо лишь то, что одна из отшельниц совершенно в этой жизни одинока. Поэтому живущая по соседству замужняя подруга делает всё возможное, чтобы познакомить приятельницу хоть с каким-то мужчиной. В начале фильма это ей удаётся: на отдалённом берегу моря появляется таинственный незнакомец. Он привлекает одинокую рыбачку, но остановить свой выбор на нём она так и не решится. И лишь в тихом, совершенно инфантильном писателе-неудачнике, вскоре также неведомо как очутившемся в этой приморской глуши, она найдёт своё счастье.
 
Чувствовалось, что режиссёр постарался вложить в картину всю свою душу. Поэтому было несказанно жаль, что она не удалась. Режиссёру то ли не хватило жизненного опыта, чтобы прописать характеры персонажей, то ли таланта.
Впрочем, прорыва не совершила ни одна из участвовавших в основном фестивальном конкурсе украинских картин.
— «Такие красивые люди» — неплохая по замыслу картина, если считать замыслом желание показать отношения между вырванными из жизненного контекста персонажами, — поделился своими впечатлениями член международного жюри КМКФ «Молодость» известный российский кинокритик Виктор Матизен. — В фильме не проработаны характеры, неясны мотивировки героев. После фильма все члены жюри как один разочарованно воскликнули: «Как жаль, что героиня остановила свой выбор на втором, самом неинтересном персонаже». Если бы это был первый мужской герой, в фильме возникла бы интересная, первоклас­сная ситуация. Но режиссёр просто не смог разыграть её.
 
.
 
«Херсонский след» присутствовал и в другом фильме национальной конкурсной программы «Молодости». Документальная короткометражка «Кафе «Вояж» херсонца Романа Бондарчука снята в Бериславском районе. Её герой — родной дядя режиссёра, бывший директор местного рыбколхоза, а ныне охранник частного предприятия, разводящего рыбу в Шиловой Балке Владимир Арсиенко. Артистичный от природы охранник делится наблюдениями из жизни, шутит, рассказывает о чёрствости окружающих и о том, как всё труднее сейчас на Херсонщине заработать на жизнь.
 
Роман Бондарчук фестивальной публике хорошо знаком: его фильм «Таксист» в 2007 году был отмечен призами престижных кинофестивалей. По словам режиссёра, он предложил дяде поучаствовать в кинопробах для своего полнометражного игрового фильма. «Когда мы увидели то, что у нас получилось, стало ясно: из этого можно смонтировать отдельный фильм. Поэтому отрадно, что его отобрали для участия в национальном конкурсе кинофестиваля «Молодость». Теперь в планах снять полный метр, сценарий которого давно готов. Но когда это осуществиться, я не знаю, ведь финансирования пока никакого нет», — рассказал Роман «Новому дню».
В целом сам национальный конкурс «Молодости» был неровным и достаточно слабым. На некоторых картинах зрители не выдерживали и выходили из зала. С трудом выдерживали такую пытку и члены национального жюри во главе с председателем Национального союза кинематографистов Сергеем Трымбачем. Послед­ний даже сделал замечание отборочной комиссии фестиваля со сцены «Киевской Руси» на церемонии закрытия за то, что некоторые фильмы были «негодного качества», и попросил в следующий раз более ответственно отнестись к своей работе.
 
По ту сторону декораций
Прошлогодняя «Молодость», напомню, была провальной вдвойне. Помимо слабейшей и унылейшей конкурсной программы, организаторы фестиваля умудрились поставить во главе главного международного жюри почти никому не известного персонажа, которому самое место на каком-нибудь маргинальном слёте под названием «Глубокая старость». Когда же оказалось, что в состав нынешнего жюри войдёт режиссёр-обладатель гран-при «Молодости-2012» за ничем не примечательный фильм «L» Бабис Макридис, оставались опасения, что перемен к лучшему тут не произойдёт.
 
 
К чести организаторов, «Молодости» удалось реабилитироваться и, несмотря на большие финансовые трудности, собрать интересную и разнообразную конкурсную программу. А решение главного жюри во главе с бельгийским кинорежиссёром и продюсером Марион Гензель присудить гран-при студенческой работе стало для всех настоящим сюрпризом и практически не вызвало никаких споров.  Во-первых, конкурсная программа студенческих фильмов в этот раз была действительно сильной. А во-вторых, гран-при совершенно заслуженно получила блестящая картина — «Человеческая масса» британца Габриэля Гоше.
 
У этого жёсткого 17-минутного фильма было то, чего так недоставало многим украинским работам, — ирония. В центре сюжета — преступление без покаяния. Герой ленты — 55-летний безработный, на 3 минуты опоздавший на собеседование в центр трудоустройства. В соответствии с должностными инструкциями сотрудница центра обязана оштрафовать нерадивого посетителя. До последнего смысл её претензий никак не доходил: он стоял на своём и упорно талдычил, что хочет получить компенсацию за транспортные расходы, ну а работа, похоже, не интересовала его вовсе. Спасение от непонимающей чиновницы пришло с неожиданной стороны: другой «обиженный» посетитель ворвался в помещение и жестоко, на глазах у всех, расправился с дамой. Наш герой доволен: по крайней мере, штраф за безответственное поведение ему уже не грозит.
 
Приз за лучший студенческий фильм конкурса получила драма «Мать» выпускника Гдынь­ской киношколы Лукаша Остальского (Польша). Снятая в лучших традициях польского кино, она повествует о взаимоотношениях матери, железной леди, и известного политика с избалованным инфантильным сынком, погрязшем в распутстве и вседозволенности. После того, как в наркотическом угаре её чадо насмерть забило свою очередную подружку, мать поначалу пытается замести следы преступления и спасти родную кровинушку от неизбежного наказания. Когда же ей на глаза попадается видеозапись хладнокровного убийства, она отказывается становиться соучастником преступления и сдаёт сына в руки полиции.
 
 
Темы детства, молодости, наиболее острые проблемы молодёжи, живущей на разных континентах, в этот раз на фестивале затрагивали многие конкурсные фильмы. Простую и вместе с тем очень яркую форму для рассказа об интернет-зависимости молодых представили канадцы Волтер Вудман и Патрик Седерберг в «Ноа». Всё действие картины целиком разворачивается на экране монитора. «За художественный минимализм в раскрытии драмы виртуального общения» — специальный диплом с такой формулировкой присудили фильму члены международного жюри.
 
Снятая одним кадром лаконичная «Масляная лампа» Гу Вэя (Франция) о передвижной фотостудии заслуженно получила приз как лучший фильм конкурса короткометражных дебютов. Герои картины — молодой странствующий фотограф и тибетские кочевники, фотографирующиеся на память на фоне плакатов со всевозможными экзотическими панорамами. В выборе декораций неожиданно начинал проступать характер персонажей. Когда же фотограф свернул свою работу, взору зрителей предстал не­описуемой красоты ландшафт горного Тибета, вероятно, чересчур обыденный для местных жителей, чтобы делать снимки на самой натуре.
 
Наибольшим разочарованием короткометражной программы я назвал бы единственный российский фильм в главном конкурсе «Молодости» — «Дудук» Елизаветы Королёвой. История молодой москвички, желающей спасти любимого кота своей матери, была до того банальной и притянутой за уши, что осталось неясно, как столь низкопробную работу вообще отобрали на конкурс.
 

 
Экзотические территории, простые истории
Персонажи остальных конкурсных картин своей противоречивостью, крепким внутренним стержнем, непохожестью на других, стремлением во что бы то ни стало добиться своей цели отличались от большинства украинских работ. При этом многие истории могли бы быть понятны и близки каждому из нас.
Героиня австрийской «Божьей росы», 14-летняя Ясмин, мечтает воссоединиться с отсидевшей свой срок матерью. Во время короткого уик-энда поначалу им удаётся найти общий язык, однако тут же в их отношениях возникает непреодолимая трещина.
 
По словам режиссёра Катарины Мюкштайн, сценарий фильма частично основан на реальной истории. «Несколько лет назад в Австрии всех поразила история одной женщины, которая убила двух своих любовников и зарыла их трупы в собственном доме. Во время следствия выяснилось, что преступница беременна, и в обществе возникла серьёзная дискуссия на тему: а что будет с её ребёнком, когда мать через 15 лет выйдет из тюрьмы? Каким он вырастет, кем станет?» — отметила она.
 
Традиции экзотических для нас территорий стали основой главного конфликта в фильме «Перед снегопадом» Гишама Замана (Норвегия — ФРГ — Курдистан). Иракский подросток бросается на поиски сбежавшей из-под венца старшей сестры, чтобы спасти честь своей семьи. Во время долгой дороги на север Европы герой встречает свою первую любовь и открывает для себя западный образ жизни. Однако традиции своего народа не отпускают его и в более цивилизованном и вроде бы не скованном средневековыми предрассудками обществе. Фильм о взрослении завершается трагедией: воистину, от судьбы не уйдёшь.
 
 
Обладатель премии за лучший актёрский ансамбль программы «Особый взгляд» послед­него Каннского кинофестиваля — реалистичное и трагическое роуд-муви «Золотая клетка» Диего Кемада-Диеса (Мексика — Испания) — неожиданно оказался близок традициям британ­ского социального кинореализма. Фильм показывает историю четырёх подростков-мигрантов, пытающихся нелегально перебраться из Гватемалы в Америку. Один из героев развернётся на полпути, другого (девочку, переодетую в мальчика из соображений безопасности) продали, судя по всему, в сексуальное рабство во время переезда по Мексике. Третьего уже на американской границе пристрелит патрульный. И лишь один доберется до финишной черты, в американский рай обетованный, где его никто не ждёт и где ему приходится в полном оцепенении убирать отходы на мясобойне в окружении таких же, никому не нужных гастарбайтеров из Латинской Америки.
 
Самой, пожалуй, неординарной картиной главного конкурса фестиваля стала тонкая французская комедия «Мальчики, Гийом, к столу!» Гийома Гальена. Вместе с тем, это ещё и автобиографическая картина режиссёра, сценариста и исполнителя обеих главных ролей. Гендиректор «Молодости» Андрей Халпахчи поспешил даже объявить, что в декабре Гийом Гальен приедет в Киев, чтобы представить фильм лично. Однако, как сообщил нашему корреспонденту сам режиссёр 28 октября, в Украину он приехать не сможет.
 
Лучшей в полнометражном конкурсе жюри назвало уже увенчанную многими наградами (фестивалей в Каннах, Владивостоке, Лондоне и многих других) сингапурскую ленту «Ило-Ило» Энтони Чена. В картине показана история взаимоотношений сингапурской семьи с филиппинской горничной Терезой на фоне экономического кризиса 1997 года.
 
 
— Во многом фильм основан на моём личном опыте. В детстве у меня тоже была филиппинская няня, которую звали Тереза, — рассказал «Новому дню» Энтони Чен. — 1997 год я выбрал неслучайно. Во-первых, это время моего детства, а во-вторых, тот период оставил серьёзный след в жизни многих моих соотечественников. Это сейчас Сингапур является одной из самых развитых стран мира. А тогда многие были на грани отчаяния, мой отец потерял работу. Однако тогда, как и сейчас, в сингапурских семьях, даже самых небогатых, было нормой нанимать горничную из более бедных соседних стран — Филиппин или Индонезии. В тех же Филиппинах из 19 миллионов населения 10 млн. работают за пределами своей страны. Дипломированные биологи или врачи нанимаются гувернантками и получают больше, чем могли бы заработать на родине.
 
Провалы и достижения
Отсутствие прославленных звёзд и скромные масштабы проведения киносмотра сполна компенсировались отличной внеконкурсной программой и важными для нашей культуры особыми событиями «Молодости». Среди них — показ нового фильма Кшиштофа Краузе и Йоанны Кос-Краузе «Папуша» о судьбе знаменитой ромы Папуши, пережившей Вторую мировую войну, принудительно переселённой в коммунистическую Польшу и ставшей первой представительницей своего народа, записавшей и издавшей свои стихотворения на родном языке. «Этот фильм — совершенно новое слово в жанре байопик», — так отзывались о картине американские критики. К сожалению, единственный сеанс «Папуши» на «Молодости» прошёл в маленьком зале «Синематека» и собрал лишь несколько десятков зрителей.
 
 
Отсутствие полноценной рекламы сказалось на многих показах фестиваля. В полупустых залах прошли некоторые фильмы программы нового российского кино, не вызвали особого ажиотажа премьеры новых картин Аку Лоухимиеса (Финляндия) и Марион Гензель (Бельгия) с участием самих режиссёров. На «Молодости» умудрились почти провалить даже самую яркую изюминку фестиваля — показ отреставрированной копии фильма «За двумя зайцами» Виктора Иванова с недавно найденной оригинальной украинской звуковой дорожкой. Изначально этот показ был анонсирован на майдане Независимости 20 октября. Потом якобы по причине неблагоприятных погодных условий его перенесли на 27 октября. Вскоре тихо отказались и от демонстрации фильма под открытым небом, перенеся показ в кинотеатр «Киевская Русь». В кулуарах фестиваля говорили, что истинной причиной срыва якобы стала невнимательность организаторов фестиваля, не подавших вовремя заявку на проведение публичного киносеанса в Киевскую городскую администрацию.
 
Практически постоянные задержки (по поводу и без повода, как с последними двумя конкурсными фильмами) с началом сеансов, отсутствие единой площадки для неформального общения с гостями и участниками фестиваля (которую, впрочем, частично компенсировали ежедневные вечеринки в кинотеатре «Кинопанорама») были также в числе недостатков «Молодости».
 
Тем не менее, фестиваль оставил после себя тёплые впечатления. Многие его изюминки с лихвой перекрывали некоторые погрешности. И только за это ему можно было простить многое.
Олег БАТУРИН. Киев — Херсон.