Не в последнюю очередь в украинские торговые центры посетителей привлекали крупные международные фешн-бренды и сети ресторанов. Самые популярные из них пока не готовятся восстановить работу
Международные ритейлеры, приостановившие деятельность в Украине после начала полномасштабной войны, начали возвращаться к работе не только в сравнительно спокойных западных областях, но и в деокупированных украинской армией регионах, а также в Киеве. Однако крупнейшие сети ресторанов быстрого питания, магазинов одежды и товаров для дома пока в основном таких решений не принимают.
 
UBR.ua расспросил ведущего эксперта в сегменте торговой недвижимости компании Colliers Украина Игоря Заболоцкого о том, стоит ли ждать возвращения Zara, IKEA, McDonald's и других брендов в киевские ТРЦ до окончания войны и насколько влияет их отсутствие на посещаемость торговых центров украинцами.
 
 
Почему не возобновляют работу
Как видно из сообщений в СМИ, международные ритейлеры разных сфер деятельности не едины в том, возвращаться ли к работе в Украине.
В конце июня возобновили работу киевские магазины польской группы LPP (среди прочего Reserved, Cropp, House), еще в апреле сразу после открытия ТРЦ Respublika Park в нем заработали бутики турецкой Waikiki, Calvin Klein и Tommy Hilfiger (бренды группы PVH). Некоторые бренды все еще опасаются открываться в Киеве, но, как сделал Adidas в конце июля, открывают двери для посетителей в магазинах на Западной Украине.
 
В то же время McDonald's, как рассказала ранее руководитель отдела по связям с общественностью сети Алеся Муджири, имеет амбиции возобновить работу в некоторых областях, но конкретных сроков сейчас нет – точно этого не произойдет в августе, как писали ранее СМИ. В то же время сеть ресторанов KFC еще весной начала открывать свои киевские заведения.
 
Сеть магазинов товаров для дома датского бренда Jusk также работает в столице, а во Львове даже успела открыть новую торговую точку, что, правда, планировалось еще до войны. Тем временем шведская IKEA, открывшая свой первый украинский магазин в феврале 2021 года, о намерениях возобновить работу не сообщала. Соответствующих планов не выказывали также фешн-бренды испанской группы Inditex (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius). Остаются закрытыми и магазины шведского бренда H&M.
 
.
 
По словам Игоря Заболоцкого, при принятии решения об открытии торговой точки бренды исходят из безопасности сотрудников – помимо сохраняющейся угрозы ракетных ударов, препятствовать возобновлению работы может отсутствие в ТРЦ бомбоубежищ, укрытий, эвакуационных выходов. Если здание оборудовано соответствующими помещениями, то решение об открытии бренду принять легче.
 
Отметим, что, к примеру, единственный магазин IKEA в Украине открылся в киевском ТРЦ Blockbaster Mall, который в июне покинула сеть продуктовых магазинов "Сильпо". Как писали СМИ, в компании это объяснили реконструкцией торгового центра, проходившей еще до войны. После начала боевых действий реконструкция не была возобновлена, также добавляли ритейлеры. На сайте IKEA указано, что компания приостановила деятельность до момента, когда сможет обеспечить "безопасное и надежное рабочее место для наших сотрудников и клиентов".
 
Сохраняющийся риск нанесения ударов по гражданской инфраструктуре может стать препятствием для возобновления работы многих международных брендов в Украине до полного окончания войны – реальность угрозы подтвердил и ракетный удар по ТРЦ "Амстор" в Кременчуге 27 июня, напомнил Заболоцкий.
 
 
Ранее издание Zaxid.net со ссылкой на ответ пресс-службы McDonald's писало, что пока в Украине продолжаются боевые действия и существует риск атак, рестораны сети будут закрыты. Но, по мнению Заболоцкого, с момента фиксации линии фронта международные бренды начнут активнее возобновлять работу.
"Если риски будут минимизированы в ближайшие месяцы, мы увидим открытие международных брендов, магазины которых еще закрыты", – уверен специалист Colliers.
 
Открытие магазинов необходимо экономике и ТРЦ
Возобновления работы флагманских торговых брендов могло бы существенно поддержать экономику и население Украины, в том числе увеличив налоговые поступления и обеспечив людей работой. Власти сейчас остро нуждаются в дополнительных источниках доходов, чтобы сократить дефицит бюджета/
 
В то же время, согласно пресс-релизу, поступившему от Ассоциации ритейлеров Украины (RAU), за 5 месяцев 2022 года 50 торговых сетей-членов Ассоциации уплатили в казну на 4,29 млрд грн меньше сборов, чем за аналогичный период в 2021 году (-23%). В мае 2022 года в этих компаниях работало чуть более 248 тыс. сотрудников, что на 23 236 человек меньше, чем в конце 2021 года.
 
 
Возобновление работы международных ритейлеров не менее важно и для деятельности ТРЦ. Согласно данным мониторинга Украинского совета торговых центров (УСТЦ), к 28 июня в Украине снова начали работать 227 из 320 украинских ТРЦ. При этом на открывшиеся ТРЦ приходится большая часть арендных площадей в Украине (72% с учетом оккупированных территорий и 83% – без них).
 
Частично или полностью возобновили работу даже пострадавшие от боевых действий торговые центры (например, киевский Lavina Mall, харьковский Nikolsky). При этом в условиях отсутствия ряда крупных брендов значительная часть их арендных пространств остается незаполненной.
Магазины H&M, группы Inditex, IKEA являются якорными крупноформатными арендаторами торговых центров, они формируют существенную часть арендного дохода и генерируют значительные потоки посетителей к объектам, отмечает Игорь Заболоцкий.
 
Согласно исследованию компании URB от 2019 года, из общей аудитории ТРЦ 29% приходилось на людей, целенаправленно посещающих модные магазины. В Киеве падение потока посетителей профессиональных ТРЦ составило 20-40%, указал Заболоцкий. Впрочем, по его словам, на это повлияло не только закрытие отдельных популярных торговых точек, но и смена цели посещений торговых центров, вызванная психологическим состоянием населения.
 

 
"Образовавшаяся в Украине культура отдыха – проводить выходные с семьями в торговых центрах несколько изменилась. Поход в ТРЦ сейчас – это целенаправленные покупки. На это повлияли, в частности, пострадавшие в результате ракетных ударов объекты коммерческой недвижимости. Культура проводить время в торговых центрах отошла на второй план", – объяснил ведущий эксперт Colliers.
 
Он добавил, что на падение посещаемости ТРЦ повлияли также длительные воздушные тревоги, во время которых каждый сотрудник и посетитель обязан покинуть объект и пройти в укрытие.  По завершении воздушной тревоги не все посетители готовы возвращаться в ТРЦ, констатирует эксперт.
Тем не менее, несмотря на уже сложную ситуацию, в случае отсутствия боевых действий вблизи Киева Заболоцкий не прогнозирует банкротств и заморозок деятельности столичных ТРЦ. Если говорить о тех из них, которые являются профессиональными объектами торговой недвижимости, заключившими долгосрочные договоры с арендаторами и уже обретшими популярность.
 
С одной стороны, рынок ждет открытия все большего числа магазинов. С другой, даже те из них, которые еще этого не сделали, не платят ТРЦ только аренду, но частично покрывают затраты на содержание здания и OPEX (операционные затраты), а также коммунальные услуги, объяснил Заболоцкий. Из позитива эксперт также отметил, что, с учетом степени падения посещаемости, в ТРЦ наблюдается довольно высокий уровень конверсии (доля совершивших покупку посетителей от общего их числа).
 
 
В целом консервация бизнеса для ТРЦ – лишний шаг.
"Законсервирование" действующего торгового центра в большинстве случаев не выгоднее с финансовой точки зрения. Поддержка жизнедеятельности объекта со средним уровнем вакантности и минимальной арендной прибылью, покрывающей базовые расходы, является более грамотным решением", – пояснил специалист Colliers.
 
В свою очередь собственники убыточных ТРЦ, продолжает Заболоцкий, договариваются о реструктуризации кредитных условий, сокращают расходную часть, минимизируют потребление коммунальных услуг, но при этом основной целью ставят поддержание жизнедеятельности объектов. При этом эксперт не исключает консервацию локальных торговых центров, либо находящихся в процессе строительства – его возобновят уже после войны.