Интернет Ассоциация Украины (ИнАУ) раскритиковала ряд законопроектов от фракции "Слуга народа" и отметила, что некоторые нормы в них в корне не соответствуют верховенству права.
 
ИнАУ, крупнейшее в стране объединение в информационно-коммуникационной индустрии (входит свыше 220 предприятий), выразила свои замечания к законопроектам №4003 и №4004.
 
 
Почему провайдеры Украины против расширения полномочий силовиков
Оба документа подготовил внушительный коллектив авторов и в обоих случаях на первом месте указан Денис Монастырский ("Слуга народа"). Намерения у народных избранников, как всегда, благие.
Они поставили перед собой цель – борьбу с преступлениями в цифровой сфере. "Принятие этого проекта Закона будет способствовать минимизации негативного влияния киберпреступности на процессы, происходящие в обществе", – обосновали депутаты свою позицию в пояснительной записке к законопроекту №4003.
 
В нем, в частности, есть предложение дополнить кодексы – уголовный и об административных правонарушениях – одним сомнительным, по мнению ИнАУ, пунктом. Он устанавливает наказание за невыполнение "законного постановления прокурора и следователя о срочном сохранении информации и о временном доступе к срочно сохраненной информации".
 
Речь идет только об административной – не уголовной – ответственности. Но крупнейшее в Украине сообщество провайдеров забило тревогу – нельзя принимать такие решения без постановления суда.
 
.
 
Один из самых распространенных аргументов при подготовке законопроектов – усовершенствование украинской нормативной базы в соответствии с европейской. В случае с №4003 речь идет Конвенции о киберпреступности.
 
Этот документ, в частности, предусматривает законодательные и другие меры для сохранения и поддержания целостности критических для расследования цифровых данных. Срок – 90 дней, но возможно и больше, если потребуется правоохранителям. Причем это вменяется в обязанность в том числе и частным компаниям.
 
ИнАУ подчеркнула, что на государственном уровне нужно определить механизмы сотрудничества, партнерства и компенсации расходов телеком-компаниям за такую работу. И совсем не нужно "прибегать к давлению в виде привлечения к административной ответственности".
 
 
"Маски-шоу-стоп" отменяется?
Еще одна законодательная новация – в части проведения обысков – вызвала неподдельное изумление у интернетчиков. В ней указано, что при проведении данной процедуры следователь или прокурор "вправе открывать закрытые помещения и хранилища". А также "преодолевать системы логической защиты, если лицо, присутствующее при обыске, отказывается их открыть".
 
Как неспециалисты, то есть следователи и прокуроры, смогут все это проделывать, не нанося вред данным и телеком-системам, задали в ИнАУ риторический вопрос. Тем более правительство неоднократно предпринимало законодательные попытки остановить "маски-шоу" в отрасли высоких технологий. А тут силовикам предоставляется инструментарий для "беспрецедентных действий".
 
Кроме этого, в законопроекте №4004 ИнАУ указала на норму о "сплошном изъятии информационно-телекоммуникационных систем". Объединение провайдеров напомнило, что это противоречит многократным заявлениям высшего руководства страны о том, что оно прекратит "кошмарить бизнес".
 
 
"В очередной раз обращаем внимание на неоднократные предложения ИнАУ о том, что информация, которая содержится в информационно-телекоммуникационных системах и может служить доказательством по делу, должна подлежать исключительно копированию в порядке, который будет законодательно установлен", – заявил председатель правления ИнАУ Анатолий Пятников в открытом письме.
 
Слежка за интернет-пользователями – за счет провайдеров
Авторы законопроекта №4004 предложили изменить статью 39 "Обязанности операторов и провайдеров телекоммуникаций" закона "О телекоммуникациях". А именно – обязать их за собственные средства устанавливать на своих сетях особые технические средства. Проще говоря – "прослушку”. К тому же частные компании должны будут еще и обеспечивать функционирование этих техсредств. И, наконец, "содействовать проведению оперативно-розыскных мероприятий, негласных следственных (розыскных) действий" и т.д.
 
В ИнАУ расценили такое предложение как требование "возложить значительный финансовый груз на более 6000 операторов телекоммуникаций". Естественно, частные компании против этой и других вышеперечисленных законодательных инициатив.
 

 
Заместитель председателя правления ИнАУ Александр Савчук в комментарии отметил, что данная норма может в корне изменить конкурентную ситуацию на рынке. Крупные телеком-компании наверняка в состоянии приобрести, установить и обслуживать дорогостоящее спецоборудование. А вот маленькие, "обслуживающие три села", наверняка разорятся.
 
Не все потеряно – законопроект о интернет-"прослушке" поменяют
ИнАУ призвала парламентариев "не повторять ошибки обанкротившегося режима Януковича". И отозвать нововведения, которые "под лозунгами борьбы с киберпреступностью и кибератаками уничтожают цивилизованный украинский телеком-рынок".
 
Справедливости ради стоит отметить, что некоторые депутаты выступили против указанных проектов законов. Так, парламентарий от "Слуги народа" и бывший глава ИнАУ Александр Федиенко заявил, что с некоторыми положениями в подготовленных его коллегами документах "откровенно не согласен".
 
 
"Если эти законопроекты будут направлены на рассмотрение Комитета цифровой трансформации, я лично буду настаивать, чтобы в том виде, который есть сейчас, не принимать их, а отправить на доработку", – подчеркнул он.