После круглого стола представителей движения "Авто Евро Сила" и руководства Государственной таможенной службы Украины в апреле 2020 г., в Сети стала муссироваться информация о возможном внесении новых поправок в таможенное законодательство касательно ввоза подержанных автомобилей. Как вариант, убрать акциз или привязку к возрасту, чтобы растаможка машины обходилась в 33%-35% от ее стоимости, или же установить фиксированную ставку налогов в зависимости от года или машины (от 500 евро).
 
Экономист Алексей Кущ предлагает установить фиксированную ставку в размере 10-15% от стоимости автомобиля. Пока украинцы тратят крупные суммы денег за растаможку б/у автомобилей, власти других стран не только дали своим гражданам беспрепятственно завозить подержанные иномарки, но и посодействовали появлению новых рабочих мест в автомобильном бизнесе и сфере других услуг.
 
 
Суровые реалии авторынка Украины
Растаможка подержанных автомобилей в Украине обходится дорого, несмотря на попытки последних лет сделать ее дешевле. С 2018 г. в Украине действует акцизная ставка на машины, которая меняется в зависимости от объема двигателя и вида горючего, а также формула расчета стоимости растаможки: базовая ставка умножается на коэффициент объема двигателя (объем разделить на 1000) и полученные цифры умножаются на возраст автомобиля.
 
В выигрыше остались только украинцы с доходом выше среднего, которые получили возможность экономить на ввозе из-за границы автомобилей премиум-класса "свежих" годов выпуска. Купить в Германии тюнингованный внедорожник Mercedes-Benz G 55 ("Гелендваген") 2012 г. можно за 40,38 тыс. евро, а его растаможка обойдется 17,5 тыс. евро, с учетом уплаты 20% НДС, 10% пошлины и акцизного сбора. По старым правилам, растаможка этой машины обошлась бы 45,8 тыс. евро – дороже, чем она стоит. С одной стороны, это выгодно, поскольку новый "Гелендваген" в Украине можно купить за 95 тыс. евро и выше в зависимости от комплектации и года выпуска.
 
С другой стороны, автомобили премиум-класса могут позволить себе купить не так уж и много граждан, а существующие правила растаможки в Украине не выгодны для тех, кто хочет пригнать недорогой автомобиль из Грузии, Польши или Литвы. Например, если автомобиль стоит 3-6,5 тыс. евро, то за его растаможку приходится платить больше половины от его стоимости. Это без учета дополнительных расходов на техосмотр, ремонт, если у автомобиля есть какие-то неисправности.
 
.
 
Совершенно не выгоден для украинцев с доходом ниже среднего действующий с 2016 г. запрет на ввоз в Украину автомобилей, которые не соответствуют экологическому стандарту Евро-5. Под данное ограничение подпадают недорогие машины "нулевых годов" в хорошем или удовлетворительном состоянии. Однако, о каком соблюдении европейских экологических стандартов может идти речь, если средний возраст автомобилей в Украине превышает 18-20 лет. Нас опережают разве что наименее развитые страны Африки и Куба, где до сих пор используются машины старше 30 лет.
 
Впрочем, в украинских городах можно встретить экземпляры и постарше, которые менее экологичны, чем автомобили "нулевых" годов в Европе, но при этом стоят столько же. В Мариуполе предлагают такой "металлолом", как японская Honda Ballade 1984 г., советская "Нива" 1981 г. или шведский Saab 9000 1988 г. по цене от $2,5 тыс. до $2,8 тыс. Ну а хозяин круглофарой Volvo 242 GT 1978 г. из Кривого Рога готов продать ее за $4,5 тыс.
 
Грузинское чудо
Иначе обстоят дела в Грузии. В годы президентства Михаила Саакашвили была проведена таможенная реформа: с 2006 г. введен нулевой тариф на импорт 90% товаров, в том числе автомобилей, отменены квоты на экспорт и импорт, снижены таможенные ставки. Благодаря реформе, растаможка шестилетнего автомобиля стала в среднем обходиться в $500. Подержанные автомобили стоят в Грузии на 35%-40% дешевле, чем в Европе. Можно подобрать растаможенную машину по цене $2,5-5,5 тыс. Например, восьмилетний Ford Fiesta в хорошем состоянии стоит $3 тыс. Ну а десятилетний растаможенный Mercedes-Benz ML 350 можно купить за $10,2 тыс. В Украине такая машина стоит не менее $20-30 тыс.
 
 
В Грузии автомобиль давно перестал быть предметом роскоши. По состоянию на 2018 год в стране было зарегистрировано 1,2 млн автомобилей. На душу 3,7-милионного населения Грузии такого количества машин достаточно. По оценкам местных автолюбителей, наиболее популярны среди населения автомобили Mercedes разных годов выпуска. До 80% машин привозят из США. Также в Грузии широкий выбор японских авто. Почти у каждого среднестатистического грузина есть своя машина.
 
Самое главное – таможенная реформа в Грузии дала толчок к развитию частной инициативы и деловой активности. В стране развит реэкспорт автомобилей. По словам гендиректора руставского авторынка AutoPapa Евгения Устинова, к 2016 г. через Грузию было реэкспортировано 400 тыс. автомобилей в другие страны. Рекордным был 2013 год, когда Грузия реэкспортировала 79 тыс. машин на сумму $703 млн. Грузия превратилась в место "автомобильного паломничества" для жителей постсоветских стран. Не менее тысячи украинцев каждый месяц приезжают в Грузию купить машину.
 
Появление авторынков в Грузии подстегнуло развитие сферы услуг. Отдельные компании занимаются поиском автомобилей за рубежом для своих заказчиков, контролируют процесс их доставки и таможенной очистки. С одной сделки грузинский автодилер в среднем зарабатывает $200-300. Пользуются спросом услуги автосервиса. В грузинских городах появилось множество станций технического обслуживания автомобилей с разным уровнем оснастки и диапазоном цен, от малых предприятий гаражного типа до мини-заводов, таких как региональный центр по восстановлению и ремонту автомобилей Caucasus Auto Service в г. Рустави, где работают 200 человек. Жители северокавказских регионов России нередко наведываются в Грузию, чтобы починить свои автомобили.
 
 
Грузины зарабатывают на купле-продажи автомобилей с повреждениями на американских аукционах, где можно найти варианты за $500-$1000. Такие машины ремонтируются на местных станциях техобслуживания, а затем их выставляют на продажу втридорога. Такие перекупщики зарабатывают с одной машины несколько сотен долларов, а если речь идет об авто премиум-класса, то несколько тысяч долларов. Успешные "перекупы" могут зарабатывать с нескольких машин не менее $5 тыс. в месяц. Практикуется импорт автомобилей на запчасти. В один двадцатифутовый контейнер может поместиться различных деталей и частей кузова на сумму в $50 тыс.
 
Свой кусок пирога перепал гостиничному и ресторанному бизнесу, ритейлу, банковскому сектору. Не все иногородние или иностранные покупатели успевают за один день подобрать себе подходящую машину на рынке и потому останавливаются в близлежащих гостиницах, тратят деньги в заведениях общепита и магазинах. На территории автомобильного рынка в Рустави, который занимает площадь 26 гектаров, открыли отель, рестораны и даже отделения нескольких банков, где можно оформить кредит на приобретение автомобиля.
 
По мнению главы "Ассоциации дорог и транспорта" Грузии Давида Месхишвили, с каждым годом страна все меньше и меньше реэкспортирует машин в связи с сокращением доступа на основные рынки сбыта. Казахстан и Армения после вступления в Евразийский экономический союз ввели высокие пошлины на автомобили из третьих стран, а власти Азербайджана запретили ввоз транспортных средств старше 2005 г., увеличили импортные пошлины. Украине такие проблемы не грозят, поскольку емкость нашего внутреннего рынка в два раза превосходит республики Южного Кавказа и Казахстан вместе взятые.
 

 
Польско-литовский прагматизм
Купля-продажа подержанных автомобилей развита в Польше и Литве, которые находятся вблизи крупных автомобильных рынков Германии, Франции и Италии. В этих странах расположены крупнейшие в Европе автомобилестроительные заводы. В одной Германии зарегистрировано 47 млн машин – больше, чем жителей Украины. Благодаря наличию портов в достаточном количестве импортируются автомобили из Японии.
 
Конкурентным преимуществом Литвы является самая простая и дешевая в ЕС процедура оформления машин. В городах Вильнюс, Каунас, Утена и Мариямполь находятся самые крупные авторынки, где единовременно продаются по 5-6 тыс. автомобилей. Недорого стоят немецкие машины. В Вильнюсе можно купить десятилетний внедорожник Audi Q5 за 9,5 тыс. евро, в то время как в Украине такой автомобиль стоит от 20 тыс. у.е. и выше.
 
Половина всех импортируемых автомобилей завозится в Польшу из Германии. В 2015 г. Польша импортировала 800 тыс. подержанных автомобилей (93% подержанных автомобилей старше 4 лет). За ввоз б/у машин нужно заплатить только акциз от 3,1% до 18.6% в зависимости от объема двигателя. Перекупщики покупают подержанные автомобили за 3-4 тыс. евро и затем делают наценку. Семилетний растаможенный Volkswagen Jetta с дизельным двигателем можно приобрести за 6,3 тыс. евро. В Украине такой автомобиль стоит в два-три раза дороже.
 
 
Встречаются варианты подешевле, как девятилетний Renault Fluence по цене 3,5 тыс. евро. Самые крупные авторынки расположены в городах Шецин, недалеко от границы с Германией, и Люблине, вблизи границы с Украиной и Беларусью. Польские власти не мешают своим гражданам зарабатывать на купле-продаже подержанных автомобилей, несмотря на присутствие в стране филиалов европейских автомобилестроительных концернов Volkswagen, Fiat Chrysler и Opel.
 
Надуманный протекционизм
Народный депутат от фракции "Слуга народа" Марьян Заблоцкий считает, что акцизы и ограничения на ввоз подержанных машин существуют в Украине для стимулирования развития отечественного машиностроения. До карантина "Запорожский автомобилестроительный завод" решил начать пробное производство автомобилей Lada моделей Vesta, X-Ray, Granta и Largus с использованием привозных запчастей из России в партнерстве с французской компанией Renault, которая владеет 75% акций российского автомобильного холдинга "АвтоВАЗ". По неофициальной информации, обсуждалась возможность производства французского кроссовера Renault Arkana. Ранее ходили слухи о планах ЗАЗ выпускать концепт-кар ZAZ Lanos M. В Закарпатье крупноузловой сборкой чешских автомобилей Skoda занимается предприятие "Еврокар".
 
Однако смысла в протекционистских мерах нет, поскольку значительная часть украинцев не в состоянии позволить себе купить новый автомобиль в условиях экономической нестабильности. С 2008 по 2017 гг. ЗАЗ сократил выпуск легковых автомобилей, в том числе Daewoo Lanos, с 400 тыс. шт. до 1,15 тыс. шт. Три года назад завод вообще перестал их выпускать.
 
 
В прошлом году "Еврокар" выпустил менее 6 тыс. машин. Цены на новые машины украинской сборки просто зашкаливают. Новая Skoda Octavia стоит у "Еврокар" свыше 22 тыс. евро. В Германии можно купить пятилетний Mercedes-Benz GLA 180 на пару тысяч дешевле. За весь 2019 г. Украина импортировала 65,3 тыс. новых легковых автомобилей из других стран. Как-то маловато для страны с 42-милионным населением и 10-миллионным изношенным парком легковых автомобилей.
 
Складывается впечатление, что правительство Украины намеренно сдерживает развитие отечественного рынка подержанных автомобилей, поскольку не желает терять золотую жилу. Даже в условиях дороговизны процедуры растаможки украинцы умудряются завозить значительное количество б/у автомобилей. За десять месяцев 2019 г. в Украину было ввезено 347,5 тыс. таких авто на сумму $1,4 млрд. Сколько денег зашло в госказну в виде таможенных сборов, остается только предполагать. Однако объемы прибыли украинских станций техобслуживания, таможенных брокеров и продавцов автозапчастей могли быть гораздо больше, если бы украинские власти позаимствовали опыт Грузии, Польши и Литвы.