Идея о введении продуктовых чеков является попыткой поддержки населения в условиях роста цен на продовольствие, заявил бывший и.о. министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Павел Кухта.
 
"Государственные регулировки цен просто не работают – бизнес либо просто их не выполняет, либо носит взятки, цены растут еще больше. Так что никакого смысла в этих регулировках нет. Можно снизить НДС на определенные виды пищи, которую покупают бедные люди, а можно пойти по пути, который предлагается", – рассказал он Главкому.
Он объяснил, в чем отличие чеков от существовавших в СССР карточек на продовольствие.
 
 
"Это – американская система, когда правительство выделяет людям средства непосредственно под покупку еды. В Дие есть Е-Поддержка – аналогично можно выделять деньги на продовольствие. Можно это делать через Дию, а можно на полиграфкомбинате Украина напечатать защищенные продовольственные чеки, которые люди могут тратить на продовольствие. Потому что смартфоны не у всех бедных людей", – объяснил он.
Кухта рассказал, по каким критериям правительство будет вычислять этих бедных людей
 
"У нас уже существует система субсидий, на основе которой их можно перечислить. Возможно, не всем, а с учетом имеющегося ресурса. Но в принципе такое понимание у государства есть. Я считаю такой подход верным", – отметил политик.
Он считает, что если использованием продуктовых карточек заняться уже сейчас, то к весне – может быть реализован этот механизм.
__________________________________________________________________________________________________

Цены "съели" доходы: почему в Украине взлетела стоимость продуктов

В конце прошлого года Минсоцполитики победоносно отрапортовало о том, что в Украине выросли пенсии. Это связано с ростом прожиточного минимума и минимальной зарплаты с 1 декабря 2021 года (именно к этим показателям и привязана пенсия). Любое повышение, конечно, хорошо. Однако если посмотреть на индекс роста потребительских цен за прошлый год, то становится очевидно, что повышение пенсий просто было "съедено" инфляцией и существенно не отразилось на кошельках пенсионеров. Как в Украине выживают те, кто больше уже не может работать, и что с этим намерена делать власть - разбирался "Апостроф".
 
Пенсии "съедены"
Согласно данным Минсоцполитики, средний размер пенсии в Украине в декабре прошлого года составлял 3 980 гривен. Это на 546 гривен больше, по сравнению с декабрем 2020 года (рост составил 16%). Но это, как говорится, "средняя температура по палате", ведь минимальная пенсия в стране составляет всего 1934 гривны (выросла на 80 гривен или на 4%).
А что же произошло с ценами на продукты питания за год?
 
.
 
Согласно данным Государственной службы статистики, за прошлый год цены на продукты питания выросли почти на 12%. Таким образом, повышение средней пенсии практически никак не сказалось на доходах пенсионеров, а рост минимальной пенсии даже не покрыл годовой "скачок" цен на продовольствие.
Но опять же, рост цен на продукты на 12% - это "средняя температура". По отдельным категориям товаров цены "подскочили" куда значительнее.
 
Так, на первом месте антирейтинга подсолнечное масло, которое стало дороже на 40%. На 31% подорожал сахар и на 23% масло и жиры, на 16% стал дороже хлеб.
Ну и, конечно же, выросли цены на услуги ЖКХ: в среднем на 10%. И на лекарства - на 4%.
 
Варианты выхода
Почему цены так выросли? Все дело в энергетическом кризисе, который разразился в мире во второй половине прошлого года и продолжается по сей день. Согласно информации Минэкономики, в декабре 2021 года цена импортного газа составляла почти 1200 долларов за тысячу кубометров, показав рост на 60%. И если для населения цены остались фиксированными (благодаря годовым контрактам), то промышленность в полной мере ощутила на себе прелести кризиса на рынке энергоносителей. А выросла цена газа – выросла и себестоимость производства конечной продукции.
 
 
Понятно, что снижение покупательной способности национальной валюты - проблема не только Украины. Но власти соседних стран с ней активно борются. По крайней мере пытаются. Например, в Польше выступили с инициативой введения нулевого НДС на основные продукты питания. Напомним, что 20% налога на добавленную стоимость платят все украинцы при покупке товаров и услуг.
"В Украине на уровне налогового комитета также периодически поднимается этот вопрос: устанавливать разные ставки НДС", - поясняет "Апострофу" экономист, главный эксперт НБУ Андрей Блинов.
 
Но сработает ли у нас такой механизм, при том, что поступления от НДС - основная статья доходов украинского бюджета, а по прогнозам НБУ дефицит главной сметы страны в 2022 году и так составит 4% от ВВП. Не "убьет" ли украинский бюджет сокращение поступлений от НДС?
 
По мнению экономиста Павла Кухты, госбюджет действительно недосчитается средств в результате таких налоговых послаблений. Но тут нужно выбирать, что важнее.
 
 
"Бюджет – инструмент достижения целей для людей и для страны. Не люди для бюджета, а бюджет для людей. Если мы видим, что основной проблемой в этом году будет рост цен на продукты питания, то это уже критическая ситуация. Если это приоритетная проблема, значит бюджетный ресурс направляется на приоритеты. Бюджет ведь — это инструмент решения проблем. И если у нас проблема рост цен, то давайте его использовать. Временно мы должны смягчить рост цен для людей. Не нужно снижать НДС на все подряд, но на какие-то целевые группы товаров, которые являются социально важными, это можно сделать", - говорит "Апострофу" Кухта.
 
Впрочем, по мнению Блинова, снижение ставки НДС, либо доведение ее вообще до нуля - не потушит ценовой пожар.
"Это решение. Но в силу особенности эластичности цен, простое снижение налога никогда не приводит к изменению стоимости товара, так как производители пытаются просто заложить повышение стоимости в рамки снижения налога, - уверяет Блинов. – Эта идея требует тщательного государственного контроля за наценкой и мониторинга по группам товаров, на которые произошло снижение цены. Но не исключаю, что в этом году будут решения по снижению НДС на товары первой необходимости".
 
Еще одна идея по спасению цен звучит уже из стана президента. Так, экономический советник гаранта Олег Устенко на днях заявил, что властью рассматривается вариант введения "продуктовых чеков" для самых незащищенных слоев населения.
 

 
Но и этот сценарий не идеален.
"Эти талоны должны действовать не по принципу, когда государство приказывает кому-то поставить масло, мясо, молоко, хлеб по определенным ценам определенным категориям людей. Государство должно изыскивать возможности либо компенсировать продавцам разницу в цене, либо поставлять продукты из госрезерва. Например, в период низких цен государство пополняет резерв и в течение года по цене закупки выдает людям эти товары. Но, насколько мы понимаем, подобных закупок не было. Поэтому идея талонов, по крайней мере, до ближайшего урожая, нереализуема – это приведет к дефициту и вымыванию товаров", - отмечает Андрей Блинов.
 
По большому счету, по словам Блинова, любое вмешательство государства в регулирование цен на внутреннем рынке не закончится ничем хорошим.
 
"Ведь украинская экономика открытая и крайне сложно отвязать наши цены от взаимодействия с мировыми ценами. При больших объемах поставок украинского продовольствия на экспорт, предприятия будут находить тысячу и один способ поставлять товары на те рынки, где за них лучше платят. Соответственно, если на украинском рынке товары будут стоить меньше, чем на мировом, вскоре на украинском рынке сложится дефицит. И тогда действительно будут требоваться серьезные методы государственного регулирования", - уверяет Блинов.
 
 
Борьба с "симптомами"
Но ведь нужно же что-то делать, иначе с такими темпами роста цен гривна рискует стремительно обесцениться.
Логично было бы бороться не с последствиями проблемы, а ее причинами. То есть снижать цены не на продовольствие, а на энергоносители.
 
"Если причина только в газе, то не исключено, что правительству с точки зрения расходов, выгоднее было бы решать вопрос газового рынка и поставок газа по более умеренным ценам. Возможно, станет вопрос о дотировании поставок газа для промышленности. Нужно ведь бороться скорее с причиной, а не вводить сложную систему учета, которая будет забирать дополнительные ресурсы", - резюмирует Блинов.
 
Нельзя сказать, что правительство не пытается снизить цену на голубое топливо для промышленности. Но делается это как-то "криво".
 
 
Так, под елочку газодобывающим компаниям Кабмин сделал неожиданный "подарок": обязал частных газовиков с января по апрель продавать 20% добытого голубого топлива на украинской бирже, да еще и с наценкой не более 25% для предприятий, которые производят муку, яйца, подсолнечное масло и молоко. По расчетам правительства, благодаря такому регулированию, уже в первый месяц 2022 года предприятия, выпускающие социальные продукты получат 80 миллионов кубометров газа по сниженной цене.
 
Однако сами газовики называют такое решение КМУ незаконным и грозятся судами.
"Нерыночные механизмы не только не помогут урегулировать энергетический кризис в Украине, но и наоборот – усугубят его еще больше и приведут к еще большей импортозависимости в будущем. За последние 5 лет частные газодобывающие предприятия увеличили объемы добычи природного газа более чем на 20%. В то же время, остановка инвестиционной деятельности (а она действительно может сократиться, ведь газовикам будет не выгодно продавать "дешевый" газ – "Апостроф") вполне логично приведет к ежегодному падению газодобычи, уменьшению налогов в государственный и местный бюджеты, сокращению рабочих мест в секторе и смежным отраслям", - говорится в заявлении ассоциации газодобывающих компаний Украины.
 
 
По итогу, уже в начале 2022 года украинской власти предстоит сдать экзамен на профессиональную пригодность, чтобы сбалансировать цены на продукты или хотя бы нивелировать ущерб для населения от шокового роста.
/