После кодирования спутникового сигнала украинскими медиагруппами 28 января 2020 года весомая часть наших соотечественников отдали предпочтение бесплатному телевидению. Об этом свидетельствуют предварительные данные трехнедельного периода.
 
У спутниковых ТВ-провайдеров – зимняя "жатва"
Первоначально все четыре медиагруппы намеревались закодировать часть своих телеканалов для бесплатных "тарелок" 20 января. 1+1 media, StarLightMedia, Inter Media Group и "Медиа Группа Украина" решили отложить кодировку на восемь дней. Оказалось, что наши телезрители не готовы, хотя их и предупреждали еще с лета прошлого года.
У двух официальных спутниковых телепровайдеров, Viasat и Xtra TV, начались настолько урожайные дни, что их телефонные линии "перегрелись". Первая из указанных компаний даже сообщила 15 января, что получает от взволнованных украинцев до 20 тыс. звонков в день. Это в сотни раз больше, чем поступало на "горячую линию" в обычные периоды. В регионах к мастерам по настройке спутникового приема выстраивались длинные очереди желающих.
 
 
Однако пока оба провайдера не раскрыли, сколько же они наподключали в результате кодировки. В компании Viasat UBR.ua сообщили, что количество подключений к услуге спутникового телевидения увеличилось в разы. Особенно большой спрос был в первые недели после 28 января.
 
"Сейчас, учитывая то, что с момента кодирования прошло около трех недель, уровень подключений остается стабильным, отклонения от плановых показателей находится на уровне 15%", – подчеркнули в пресс-службе провайдера спутникового ТВ, входящего в группу 1+1 media.
В Viasat отметили, что значительная часть абонентов, до кодирования пользовавшаяся спутником, все еще находится в процессе выбора способа просмотра ставших платными каналов. Об этом свидетельствуют многочисленные запросы в точках продаж и в колл-центре. Поэтому говорить о результатах еще рано, заявили в компании. В Xtra TV на момент публикации материала на запрос редакции UBR.ua не ответили.
 
Эфирное цифровое ТВ стало популярней
Руководитель департамента прикладных исследований StarLightMedia Орест Билоскурский рассказал о значительном увеличении числа зрителей эфирного цифрового телевидения (Т2). К кабельным ТВ-сетям подключилось ничтожно мало – меньше 1% домохозяйств.
 
.
 
"Пока доминирует миграция на Т2, но от этого вида телесмотрения не сильно отстает OTT/IPTV. Дальше, при насыщении сегмента Т2, в лидеры выйдет именно OTT/IPTV", – подчеркнул он в комментарии для UBR.ua. При этом отметив, что для полной картины нужно дождаться статистики от провайдеров спутникового телевидения по итогам февраля.
После 28 января 2020-го около 15% домохозяйств (около 572 тыс.) выбрали как новый дополнительный вид телесмотрения еще и Т2. Но, отметил эксперт, спутник все равно остался в лидерах, потому что среди тех, кто подключил себе эфирное ТВ, доля телесмотрения составила лишь 10%. Интернет-телевидение выбрали почти 118 тыс. домохозяйств, свидетельствуют данные StarLightMedia.
 
По оценкам медиаэксперта Александра Глущенко, в январе-феврале львиная доля мигрирующей телеаудитории досталась Т2. "В зонах уверенного приема потребители выбрали именно цифровое эфирное ТВ. Причина банальна – отсутствие абонентской платы", – объяснил он.
Какое-то время в таких домохозяйствах будут использоваться параллельно два приемника, эфирный и спутниковый. "Победит пульт, который будет давать доступ к привычному линейному контенту", – предположил медиаэксперт.
 
Он отметил одно несомненное преимущество Т2 – потребитель, отказавшись от спутниковой технологии приема, автоматически выпадает из сферы влияния российских открытых телеканалов. Но есть и минус – в большинстве случаев старое оборудование не подходит. Чтобы эфирное цифровое ТВ хорошо работало, нужно озаботиться мачтой, внешней эфирной антенной, возможно – усилителем и новой кабельной разводкой. "По деньгам может получиться, как приличный срок просмотра платного провайдера, и не нужно городить антенно-фидерное хозяйство", – подчеркнул Александр Глущенко.
 
 
Куда еще перейдут украинские телезрители
Период миграции потребителей спутникового сигнала в разные технологии – это не быстрый процесс. Он займет как минимум год, предположил медиаэксперт. Александр Глущенко отметил, что только к 2021 году можно будет получить полноценную статистику и оценить ситуацию, куда и сколько ушло телезрителей и какая технология победила в их домохозяйстве.
 
"Старт нового сезона на ведущих телевизионных телеканалах страны активизирует переход зрителей на другие типы приема", – подчеркнул Орест Билоскурский.
Таким образом, миграция и выбор нового способа телесмотрения среди украинских зрителей далеко не закончены. И этот процесс может принести еще немало сюрпризов как участникам рынка, так и наблюдателям.