Незаконное пребывание 4-тысячного контингента Вооруженных сил Украины на территории Национального природного парка «Олешковские пески» инициируют специальные службы Российской Федерации, считает известный естествоиспытатель, эколог, краевед и общественный деятель Михаил Подгайный.
 
Это мнение ученый озвучил сегодня на пресс-конференции в медиа-клубе IPC-«Херсон». Михаил Подгайный убежден, что маневры, с октября 2015 года совершаемые крупными подразделениями ВСУ в природоохранной зоне, являются частью так называемой «гибридной войны», которую Россия ведет против Украины.
 
 
«Воинские формирования находятся на территории природного парка без официальных документов, без согласования с дирекцией НПП «Олешковские пески», государственным управлением лесного и охотничьего хозяйства в Херсонской области, Цюрупинской государственной районной администрацией, другими заинтересованными в деле службами, - говорит эколог. – При этом на письма, официально направленные соответствующими организациями Президенту Украины, Министерству обороны, Генеральному штабу при МО, в установленный законом срок ответы даны не были. В любой цивилизованной стране в такой ситуации министр был бы отправлен в отставку на следующий же день после истечения срока выдачи официальных ответов».
 
По словам природоохранных деятелей, силовики без каких бы то ни было уведомлений и пояснений причин заняли огромный массив Национального парка «Олешковские пески» в октябре прошлого года. С тех пор ни деятельность по охране природных ресурсов (в том числе – рукотворных сосновых лесов, выполняющих экологическую функцию), ни противопожарные мероприятия, ни, тем более, рекреационные туры по парку не проводятся: попасть специалистам на территорию природоохранной зоны препятствует вооруженное оцепление.
 
«Мы до сих пор не знаем с точностью, что именно уже четыре месяца происходит в этой зоне, - отмечает исполняющий обязанности начальника научно-исследовательского отдела НПП «Олешковские пески» Евгений Роман. – Предположительно, там практически ежедневно проходят боевые учения с применением наземной и авиационной артиллерии. Судя по характерным звукам, доносящимся с полигона, военные используют автоматические минометы 2Б9 «Василёк», 152-миллимитровые минометы, другую артиллерию среднего и крупного калибра. Численность задействованного контингента составляет, по приблизительным оценкам, от 3 до 4 тысяч человек».
 
.
 
Ученые подчеркивают, что еще в советские времена (с 1985 года) определенный участок заповедника, действительно, использовался военнослужащими тогда еще Советской армии в качестве авиационного полигона. Впрочем, воинский контингент в те годы составлял всего около 100 человек. В 1996 году полигон фактически был законсервирован. Согласно государственному Акту 1985 года, данный земельный участок был отдан в пользование МО СССР на срок в 25 лет. Как бы то ни было, в силу известных причин арендодатель давным-давно прекратил свое юридическое существование, да и сам срок аренды истёк.
 
В свою очередь, чрезвычайную обеспокоенность ситуацией высказывают и ученые- естественники. Так, по словам заведующего кафедрой ботаники Херсонского государственного университета, доктора биологических наук Игоря Мойсиенко, сегодня в НПП «Олешковские пески» насчитывается до десяти видов растений-эндемиков – то есть, растений уникальных, свойственных исключительно этой местности. Кроме того, на территории произрастают редчайшие виды реликтовой флоры эпохи Ледникового периода, более характерные для гораздо более северных широт, в том числе – для таежной полосы.
 
«Ареал произрастания этих ценных видов и без того сузился в прежние десятилетия за счет интенсивного залесения пустыни сосной, - указывает биолог, - а бесконтрольное применение в зоне артиллерии и вовсе ставит под угрозу существование этих образцов флоры, занесенных и в Красную книгу Украину, и в Международную Красную книгу». Кроме всего прочего, на территории НПП «Олешковские пески» проживают и редкие представители фауны: несколько видов насекомых, птиц и млекопитающих. К примеру, представитель грызунов слепыш песчаный в настоящее время в мире встречается исключительно в зоне, о которой идет речь.
 
 
«Мы уже молчим о пожарной безопасности, - добавляет Евгений Роман. – Ведь вот-вот начнется весенний сезон, и опасность лесных пожаров увеличится многократно. Между тем, в этом году лесное хозяйство Украины из государственного бюджета не финансируется, специалисты увольняются, оставшимся выплачивается мизерная зарплата. Поэтому ни лесники, ни, тем более, военнослужащие в случае возникновения лесных пожаров беде воспрепятствовать не смогут».
 
Отдельный вопрос – состояние армейской дисциплины. Ведь воинские подразделения, дислоцированные в НПП «Олешковские пески», в последнее время заслужили печальную всеукраинскую славу за счет целого ряда громких инцидентов. Известны случаи поножовщины в расположении части со смертельным исходом, обстрела военными гражданских автомобилей, смертельный случай был зафиксирован и после очередного неумеренного употребления военными спиртных напитков. А на днях в зоне сгорел целый БТР – в его кабине военнослужащие развели костер (!) для обогрева. Нередко в близлежащих селах и поселках можно увидеть перемещающиеся по улицам танки, а солдаты с автоматами в руках постоянно «наведываются» в сельские магазины.
 
«Мы всецело поддерживаем украинскую армию и наших доблестных защитников, - резюмирует Евгений Роман, - но такое поведение отнюдь не красит бойцов и их командование. Более того: оно крайне негативно воздействует на местное население, подрывая авторитет ВСУ и создавая негативный имидж украинской армии».
 
 
Ученые надеются, что в самое ближайшее время дело сдвинется с мертвой точки, и сигнал для этого, по их мнению, должен исходить непосредственно из Министерства обороны и сопутствующих ведомств. Пока же херсонцам остается уповать на резонанс, который скандальные военные маневры получают в СМИ, и на активную гражданскую позицию общественных деятелей.