6 августа вступила в силу основная часть закона «Об информации для потребителей пищевых продуктов», который Верховная Рада приняла 6 декабря прошлого года. Что изменит закон для рядовых потребителей, разбиралась газета «Гривна».
 
В МАГАЗИН - С ЛУПОЙ?
 
 
Как аргументируют авторы документа, производителей обязали делать надписи на упаковках ЧИТАБЕЛЬНЫМИ и запретили им скрывать информацию о продуктах другой текстовой или графической информацией. Если площадь упаковки меньше 80 квадратных сантиметров, то высота строчных букв должна быть не менее 0,9 миллиметра. В других случаях высота строчных букв должна равняться или превышать 1,2 миллиметра. А ранее было до  0,8 (!) миллиметра. 
 
Это ж какая светлая голова решила, что буквочки меньше миллиметра или чуток больше – ЧИТАБЕЛЬНЫ?! Если производители ударятся в крайности и начнут печатать состав продуктов и другую информацию такими «блохами», как быть людям, которые имеют проблемы со зрением? Несмотря на возраст, таких сегодня немало.
 
Ведь и сегодня при нанесении информации на товар некоторые производители делают всё, чтобы текст о составе продукта и другие данные покупатель вообще не смог прочитать. Особенно раздражает, когда мелкие буквы золотого цвета наносят на темные упаковки – это же сплошное пятно! Такие издевательские шрифты встречаются на шоколадках, на плавленых сырках, различных закусках, палках копчёной колбасы и прочих продуктах. И сейчас, как мы пониманием, ситуация не изменится – иди в магазин и бери с собой лупу.
 
.
 
Кстати, информация на упаковке должна быть на украинском языке. При этом перевод на другие языки производитель может делать по собственному желанию.
 
 
АЛЛЕРГЕНЫ – ДРУГИМ ЦВЕТОМ
 
 
Новшеством в этом законе является то, что теперь на упаковках отдельно (цветом, шрифтом, стилем) должна быть выделена информация об аллергенах, содержащихся в составе пищевого продукта. Ведь в последнее время количество людей, которые имеют аллергические реакции на арахис, не переносят лактозу или глютен (растительный белок) и прочие вещества, всё больше. 
 
И потребитель должен владеть информацией, какой продукт будет ему не полезен или даже опасен. Причем требование предоставлять информацию о пищевых добавках и вспомогательных веществах, которые вызывают аллергические реакции или непереносимость, должны выполнять и в меню кафе, ресторанов и других заведений общепита. Прописывать аллергены должны в информации о составе блюд (например, в меню, буклетах).
 
Как считает начальник управления безопасности пищевых продуктов и ветеринарной медицины ГУ Госпродпотребслужбы в Херсонской области Виталий Боярский, это важное требование для кафе, ресторанов и прочих подобных субъектов хозяйствования. Ведь ранее на законодательном уровне не была урегулирована норма, при которой предприниматель обязан требовать от поставщика документы о происхождении продуктов, их составе. Сейчас ознакомиться при необходимости с документами на поставку продуктов будет иметь право даже потребитель.
 
 
МОЖНО ПРОМОЛЧАТЬ О ГМО
 
Отметка «с ГМО» должна присутствовать на упаковке, если доля генномодифицированных продуктов превышает 0,9%. В иных случаях отметку «Без ГМО» можно не ставить. То есть, как мы понимаем, при небольшом содержании ГМО можно и промолчать. Это требование ввели, а возможность провести лабораторное исследование есть только в Госпотребслужбе в Киеве. Это очень сложный и дорогой биологический анализ. Как успокаивает Виталий Боярский, с ГМО чаще всего бывают соя и кукуруза, в продуктах животного происхождения не встречаются.
 
НЕФАСОВАННЫЙ, НО С ИНФОРМАЦИЕЙ
 

 
Сегодня в супермаркетах полно нефасованного товара: крупы, конфеты, печенье, сухофрукты и многое другое продают насыпью. По закону, если товар нефасованный, то потребитель не должен быть лишен информации о пищевом продукте. Она является обязательной. Например, она может быть расположена на мешке с мукой или на рядом установленном стенде. Как вариант: может быть предоставлена другим способом по требованию покупателя, информирует Госпродпотребслужба в Херсонской области.
 
СРОК ГОДНОСТИ – ПОНЯТИЕ РАСТЯЖИМОЕ
 
Есть изменения и относительно надписей о сроке годности продуктов. Закон вводит понятие «Минимальный срок годности пищевого продукта», «Употребить до ...», «Лучше употребить до ...», «Лучше употребить до конца ...».
 
 
Для скоропортящихся продуктов оставят маркировку «Употребить до…», а для всех остальных разрешат писать «Минимальный срок годности». Это та дата, после которой продукт всё ещё можно употреблять, но он уже может изменить свои характеристики. Как объяснют в Гос-продпотребслужбе области, есть множество продуктов, которые при условии соблюдения условий хранения остаются безопасными в течение определенного времени после окончания минимального срока годности, прописанного в маркировке. Это, например, сахар, кофе, колбаса и сыр (если соблюдены условия хранения). Но после окончания даты «Лучше употребить до ...», как и после «Употребить до ...», пищевые продукты не должны быть в реализации.
 
Тем не менее, меня, как потребителя, смущает особенно понятие: «Минимальный срок годности продукта». Ведь это фора для производителя, чтобы «путать» покупателей. Без прописанных  конкретных дат производства и срока годности невозможно понять, как расценить качество продукта и когда его всё-таки уже нельзя есть.
 
Не удивляйтесь и такой маркировке:
- если продукт хранится до трех месяцев, будут указывать только месяц и день (без года);
- если продукт может храниться от 3 до 18 месяцев, укажут месяц и год;
- если продукт хранится от 18 месяцев – только год.
 
 
К слову, срок годности на таких скоропортящихся продуктах, как хлебобулочные и кондитерские изделия, а также алкогольные напитки более 10 градусов (в частности, вино и шампанское) смогут вообще не указывать.
 
 
 
БЫЛА ЛИ РАЗМОРОЗКА?
 
Обязательным теперь стало указание на упаковке продуктов данных о том, подвергался ли пищевой продукт размораживанию. Это поможет не покупать продукты, которые из-за многократных заморозок и разморозок потеряли свои вкусовые характеристики. 
 
В выполнение этого правила слабо верится. Указать такое на этикетке – значит не продать товар. В наших магазинах таким правилом маркировки вряд ли кто-то воспользуется.
 
 
Ещё один момент – в случае с замороженными продуктами должны высчитываться реальный вес и со льдом, если доля воды превышает 5%. Рыба, креветки, кальмары в ледяном панцире – это знакомо украинским покупателям. Создаётся такое впечатление, что там больше льда, чем самого продукта. Покупаешь замороженную рыбу, однако после размораживания вес уменьшается в полтора-два раза. Теперь, по закону, если нет маркировки о количестве воды, но вам кажется, что её в продукте всё же больше, чем 5%, выход – обратиться с заявлением в ГУ Госпродпотребслужбы в области.
 
НА РАСКАЧКУ – ЦЕЛЫХ ТРИ ГОДА
 
Как объясняет сайт Госпродпотребслужбы, данный закон не требует моментальных изменений, он предусматривает переходный период, который продлится ориентировочно 3 года. В течение этого времени субъекты хозяйствования будут иметь возможность продавать на рынке ту продукцию, которая маркирована в соответствии с действовавшими нормами законодательства. Чтобы не было необходимости в перемаркировке, изъятии, отзыве этой продукции с рынка, потому что это, в свою очередь, влечет дополнительные расходы и, соответственно, удорожание продукции.
 

 
ШТРАФЫ НЕМАЛЫЕ
 
Указано, что предоставление неточной, недостоверной информации о продукте, изменение оператором рынка информации о нём влечёт наложение штрафа на юрлиц в размере 15 минимальных зарплат (62,6 тыс. гривен), а на физлиц-предпринимателей – 10 минимальных зарплат (41,7 тыс. грн.).
 
За введение потребителей в заблуждение относительно веществ и пищевых продуктов, вызывающих аллергические реакции или непереносимость, штраф составляет 30 минималок (125,2 тыс. грн.) для юрлиц, 20 (83,5 тыс. грн.) – для физлиц-предпринимателей.
 
Примеры подсчёта эквивалента штрафов для текущего года приведены с учетом размера минимальной зарплаты на 2019 год – 4173 гривни.