Украине тысячи туристов из-за карантина остались без оплаченного отпуска и возможности вернуть потраченные деньги. Торгово-промышленная палата признала: в стране наступил форс-мажор, поэтому обязательства по договорам можно не выполнять. 
О том, кому не вернут деньги за поездки и как можно компенсировать расходы – читайте в материале OBOZREVATEL.
 
Должны ли туроператоры возвращать деньги?
В полном объеме нет, рассказывает юрист Александр Плахотник. Торгово-промышленная палата Украины признала карантин форс-мажором. В этом случае туроператоры освобождаются от полного выполнения своих обязательств. Это непредвиденная ситуация, которая ударила по обеим сторонам.
 
 
Кроме того, у турагентств просто нет денег для того, чтобы вернуть 100% стоимости тура. "Это форс-мажор, и как бы ни развивалась ситуация, необходимо понять и принять факт, что убытки понесут все: и туристы, и турагенты и туроператоры. Сложнее всех именно туроператорам, ведь им необходимо, в условиях отсутствия плановых поступлений (продажи остановились), организовать экстренный вывоз туристов, выполнив при этом все рекомендации, правила и ограничения регуляторов как Украины, так и других стран", – поясняют в Ассоциации туроператоров.
 
Как пояснили в Торгово-промышленной палате, все туры с датами, которые совпадают с периодом карантина, попали под действие форс-мажора. Деньги можно не компенсировать. Но вот перенести тур вполне возможно.
 
И что, я полностью потеряю свои деньги?
Сейчас и профильная Ассоциация, и крупные игроки рынка начали предлагать всем туристам, у которых оплачены туры с отправлением от 14 марта до 24 апреля, перебронировать свою поездку на более поздний период – ближе к осени. Правда, здесь стоит учитывать, что, как уже заявлял министр внутренних дел Арсен Аваков, карантин могут продлить, поэтому выбирая новую дату, лучше ориентироваться на максимально поздний период.
 
.
 
"Призываем наших туристов осуществлять перебронирование своих туров на более поздний период - до 31 октября 2020 года. Сейчас это является оптимальным вариантом для всех - туристов, турагентов и туроператоров. В противном случае, туроператор оставляет за собой право аннулировать заявки с содержанием фактически понесенных расходов, сумма которых может составлять до полной стоимости тура", – заявили представители одного из крупнейших туроператоров Украины.
 
Кому никак не компенсируют потери?
Если вылет был еще до объявления карантина, и вы по собственному желанию отказались ехать в тур, или же компания, которая продала вам тур, закрылась из-за возникших проблем – вернуть деньги будет практически невозможно.
 
Сейчас финансовые сложности возникли у всех туроператоров. Они не могут зарабатывать, все туры отменили, а клиенты требуют вернуть средства за уже проданные услуги.
Юрист Александр Плахотник советует: если тур отменили еще до того, как начался карантин, клиент может потребовать возвращение денег. "Форс-мажор в Украине возник из-за карантина. Однако мы знаем, что часть компаний, понимая, что небо будет закрыто, отменили туры немного ранее. В таком случае можно потребовать или компенсацию потерянных средств, или перенос тура", – рассказывает юрист.
 
 
К чему еще может привести форс-мажор
В ст. 617 Гражданского кодекса Украины сказано, что ситуация форс-мажора освобождает стороны от последствий при невыполнении условий договоренностей. Это касается не только турагентств, но и других сфер. Правда, при этом придется доказать, что помешал именно карантин и возможности выполнить свои обязательства не было.
 
"Форс-мажор автоматически не освобождает от выполнения обязательств. Сейчас много случаев, которые касаются и оплаты аренды, и поставок. В первую очередь нужно попробовать обеим сторонам договориться между собой, а уже потом искать лазейки в законе не платить", – считает Плахотник.