Десятилетиями в Украине существовала проблема со сбором отчислений за авторские права на песни, которые звучат в том числе в заведениях общественного питания
  Миллионы гривен авторских отчислений (или роялти), в частности, за написанные украинскими авторами музыкальные композиции уходили "мимо кассы". К такому выводу пришли в "Украинском агентстве по авторским и смежным правам" (УААСП).
 
Эта общественная организация создана в 2018 году и объединяет свыше 4 тыс. авторов, создавших десятки тысяч произведений, а также "почти весь мировой репертуар, насчитывающий 100 млн композиций".                                             
 
 
Напомним, президент Владимир Зеленский 10 февраля подписал закон "Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав", который парламент принял еще 25 декабря 2021 года.
 
Что изменится в индустрии общепита
Вице-президент Авторского совета УААСП и лидер группы "Антитела" Тарас Тополя рассказал UBR.ua, что десятки тысяч кафе, баров и ресторанов "уже платят" за пользование музыкой.
"Это цивилизованная мировая практика, которая в ближайшее время станет безусловной для всех коммерческих пользователей креативного продукта в Украине", – заверил он.
 
По его словам, в общем чеке посетителя ресторана размер роялти колеблется на уровне 0,5% от суммы, но в данном вопросе образовалась крупная проблема. "Пока львиная доля собранных средств с пользователей не доходит до авторов и теряется в "схемах". Это нивелирует всю суть реформы, которую внедряют с 2019 года", – констатировал музыкант.
Тарас Тополя подчеркнул, что при прозрачной системе сбора и распределения роялти повысится именно качество контента, а не его стоимость. То есть украинские создатели получат "серьезный источник дохода", что позволит инвестировать в собственный креативный продукт.
 
.
 
Самое главное, подчеркнул он, что новый закон "перезапускает" область коллективного управления авторскими и смежными правами.
"Под пристальным вниманием общественности должны быть избраны организации коллективного управления, которые будут отвечать требованиям закона и которым рынок будет доверять", – отметил вице-президент Авторского совета УААСП.
 
Кроме того, добавил он, сейчас ведется работа по упрощению правовых отношений между пользователем, государством и авторами (правообладателями).
"Ожидаем появление цифровых решений, которые сделают механизм транспарентным и облегчат жизнь всем заинтересованным сторонам. В том числе рестораторам и, как результат, их посетителям", – пообещал лидер группы "Антитела".
 
Куда девались деньги украинских музыкантов
В УААСП заявили, что "проблемы с выплатами роялти тянутся десятилетиями". Особо остро авторы почувствовали отсутствие выплат с началом пандемии, когда исчезла возможность проводить концерты.
 
 
По данным этой общественной организации, большинство кафе, баров и ресторанов платили роялти за использование музыки.
"Некоторые заведения включают в счет отдельным пунктом сумму лицензионного использования музыки", – сообщили в УААСП, отметив, что лицензии на музыку, как правило, включаются в общую стоимость товаров и услуг, предоставляемых в заведении общепита. Поэтому потребитель не видит расходов на музыку в виде отдельных пунктов.
 
На вопрос редакции о том, подорожает ли контент для прослушивания в ресторанах и других подобных заведениях, в УААСП подчеркнули, что наоборот – ожидается его удешевление. Заинтересованные стороны пришли к общему консенсусу – снизить действующие тарифы от 50% до 70% с перспективой их роста в дальнейшем.
 
Участники рынка также заверили, что новый закон не вводит новых отчислений или платежей от представителей ресторанной индустрии. В УААСП подчеркнули, что если подписать договор с этой организацией, то размер роялти снизится. "Но повлияет ли это на уменьшение цен в ресторанах – это на усмотрение владельцев заведений", – отметили в общественной организации.
 
 
Директор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова заявила, что раньше ситуация со сбором роялти была "далека от цивилизованности".
Участники рынка нередко жаловались, что положение дел с авторскими отчислениями "похоже на рэкет", а музыканты – что к ним авторские отчисления не поступали. "Пришла какая-то организация, требует денег, угрожает судами, а за что деньги, куда они идут – неизвестно", – рассказала она.
 
Вырастут ли цены в ресторанах и кафе
По прогнозам Тараса Тополи, новый закон существенно не отразится на ценах в ресторанах, кафе или барах. "Средняя сумма авторских отчислений, которую оплачивает ресторан в Украине, примерно 2 тыс. грн в месяц. Это два дня работы официанта", – сообщил один из руководителей УААСП.
Президент Украинской ресторанной ассоциации (УРА) Сергей Трахачев уверен, что новая "нормативка" не вызовет повышение цен в индустрии общественного питания.
 
Он подчеркнул, что ставка роялти должна учитывать расположение заведения: в поселке городского типа – небольшая, в Киеве – естественно, побольше. Такая же прямая зависимость должна коррелировать с размерами кафе или ресторана, то есть с числом посадочных мест – чем их больше, тем выше ставка авторских отчислений.
По его словам, в индустрии обсуждаются ежемесячные ставки от 600 грн за маленькое кафе до 1,5-2 тыс. грн – в случае ресторана средних размеров.
 

 
"Это больше, чем мы рассчитывали сейчас… Мы рассчитываем на то, что эти цены должны быть минимум на треть меньше, чем те, которые есть сейчас", – подчеркнул глава УРА. Свою позицию он обосновал сопоставлением расценок на подобные услуги в Европе
По данным Ольги Насоновой, маленькое кафе может платить ежемесячно роялти 1 тыс. грн, максимум – 2 тыс. грн, а вот большой ресторан – 3-4 тыс. грн, но уж "никак не 10-15 тыс. грн".
 
Владелец Bassano Ristorante и Bassano Dolceteka (Киев) Алексей Камардин уверен, что отчисления авторам, написавшим музыку, которая звучит в заведениях общепита, не повлияет на их расценки.
"Сейчас гораздо больше факторов, которые влияют на цены в ресторанах – это инфляция, коммуналка…", – заявил он.
Владелец ресторана "Бодега Два Карла" (Одесса) Дмитрий Сикорский отметил, что повышение цен в индустрии происходит и без закона о роялти. "В любом случае, в чек за музыкальное сопровождение мы вписывать сумму не будем. Это просто повлечет за собой повышение цен", – подчеркнул он.