В парламенте готовятся к принятию во втором чтении закона о комплексной реконструкции устаревшего жилья. Есть вероятность того, что нем не учтут интересы жильцов.
 
На власть не должны влиять инвесторы
Согласно данным за 2019 год, на территории нашей страны насчитывается 30 380 многоквартирных жилых домов, которые считаются устаревшим жилищным фондом, а именно:
- построенных включительно к 1919 году - 7 646 (58 из них признаны аварийными);
- в период 1920-1953 годов - 9 693 (45 аварийных);
- 1954-1969 годов - 7 192 (40 аварийных);
- 1970-1989 годов - 5 364 (24 аварийных);
– 1990-2010 годов - 785.
 
 
"Продолжение эксплуатации таких домов несет в себе не только некомфортное существование жильцов таких объектов, но и прямую угрозу для их жизненной среды", - сказано в пояснительной записке к законопроекту № 6458 "Об осуществлении комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда".
 
"Закон о комплексной реконструкции устаревшего жилищного фонда был принят еще в 2006 году, но он так и не заработал. В частности, на законодательном уровне не были закреплены механизмы, которые позволяли бы реализовывать все программы реконструкции. Мы должны исправить эту ситуацию", - сказала во время обсуждения этого документа председатель Комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Елена Шуляк.
 
Глава профильного комитета также отметила, что на сегодняшний день в реализации программ по комплексной реконструкции устаревшего жилья следует решить вопрос о прозрачном взаимодействии местных властей с застройщиками и проведении конкурсов на реконструкцию.
 
.
 
"При анализе принятого в первом чтении текста законопроекта мы получили замечания от НАПК и Института законодательных идей относительно того, как прописан конкурс и какие его критерии. ИЗИ отметили, что в законопроекте отсутствует четкая и прозрачная процедура определения инвесторов-застройщиков", - обратила внимание Шуляк. Она напомнила, что, к сожалению, существует практика, когда созданные карманные проектные организации разрабатывали детальный план территории и только они могли быть допущены к работе с определенными инвесторами. Поэтому необходимо, чтобы местные власти планировали развитие города без вмешательства инвесторов.
 
Согласие всех не требуется
Новый законопроект по сравнению с теми правилами, которые действовали по закону, принятому в 2006 году, изменяет правила игры для владельцев домов, попадающих под реконструкцию. Если раньше для сноса старого жилья при реконструкции требовалось согласие 100% жителей, то теперь достаточно, чтобы на это согласились 75%. Именно этот момент раньше серьезно мешал внедрению проектов по реконструкции, ведь решающую роль мог сыграть отказ одного человека. Наверное, это изменение можно считать положительным. Однако другие интересы владельцев квартир в ветхих домах не учтены вообще.
 
"В законе речь идет о маневренном жилье, а что это такое - разъяснения нет ни в законе, ни в подзаконных актах, которые его регулируют. Кроме того, нужно конкретно и подробно говорить об инфраструктуре, детских садах, дорогах, общественном транспорте, школах, зонах отдыха в микрорайонах реконструкции. Ведь жителей там станет, по меньшей мере, в три раза больше.Также необходимо подробное обсуждение модернизации инфраструктуры энергетического и жилищно-коммунального хозяйства, иначе, чего доброго, высотки могут построить на старых инженерных сетях", - отмечает председатель Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.
 
 
По его мнению, маловероятно то, что будет внедрятся вариант реконструкции старых домов, что разрешает упомянутый законопроект. Ведь наши застройщики не захотят потерять "сладкую конфетку" в виде возведения новостроек, в котором можно будет продать огромное количество квартир. В то же время, реконструкцию активно практиковали в Польше, Чехии и Германии. По словам эксперта, там для надежности этих построек даже срезали этажи, а у нас если кто-то из строителей и заинтересуется такой реконструкцией, то, наоборот, несколько этажей, скорее всего, добавит.
 
На что же тогда реально могут рассчитывать жильцы снесенных домов?
"Человек может переехать в маневренное, то есть, временное жилье и ждать, пока на месте его дома построят новую высотку. Сроки, за сколько времени это должно произойти, не прописаны. Поэтому в худшем случае может произойти и такое, что это временное жилье станет постоянным. Другой вариант - переезд в новые дома. Тут тоже может быть препятствие: ведь готовое жилье не ждет тех, кто должен переехать из своей хрущевки. Сейчас только в Киеве более 300 домов по разным причинам стоят недостроенные, а в Киевской области таких около 400", - говорит Попенко.
 
По его словам, невыясненный момент - ценовая разница между старым жильем и новым. Ведь даже в пределах одного района города, например Дарницкого в столице, квадратный метр жилья стоит по-разному, от 800 до 2,5 тысячи долларов. Поэтому необходимо изменить систему районирования в Киеве по примеру Парижа, где действуют округа, расположенные вокруг центра. И жилье там оценивается в зависимости от расстояния до центра: чем ближе к нему расположен округ, тем дороже там квартиры.
 
 
"Другой вариант, который можно было бы применить, - это компенсации, предусмотренные жильцам старого жилья в более дорогих местностях при переселении их туда, где квадратные метры стоят дешевле. Например, если ты живешь на Осокорках, а предлагают жилье в Бортничах, то должен получить большую квартиру, чем была. Для этого следует ввести коэффициенты, которые бы оценивали жилье в разных микрорайонах города. К сожалению, законопроект, о котором мы говорим, этого не учитывает, а значит, если он вступит в силу и начнут внедрять проекты по реконструкции, жители хрущевок и других старых домов могут пострадать", - резюмирует руководитель Союза потребителей коммунальных услуг.
 
Не учтен и вопрос этажности, поэтому с третьего или пятого абсолютно законно смогут поселить на 22-й. Впрочем, пока что идет подготовка законопроекта ко второму чтению. Поэтому есть еще надежда, что все-таки учтут многочисленные замечания экспертов и тех украинцев, которых ждет в недалекой перспективе переезд.
Галина Гирак