Рестораторы начинают бунтовать против карантинных ограничений "красной" зоны.
Столичный ресторан Nebos стал первым киевским заведением питания, где публично высказали свою позицию об условиях обязательного наличия у работников и посетителей сертификатов вакцинации или негативных тестов на коронавирус. Там решили напрочь освободить клиентов от карантинных ограничений и обслуживать всех желающих.
 
В то же время ресторанный рынок успел разделиться на два лагеря: тех, кто принимают посетителей согласно правилам, и тех, кто закрылись, чтобы сэкономить хотя бы на оплате персонала. Потери в выручке будут колоссальные, уверены эксперты – только за первые два дня "красной" зоны количество посетителей упало на 20-80%.
 
 
Вслед за Nebos о переходе в "свободную от ограничений и масок" территорию заявила кондитерская DRaw Cakes. Там утверждают, что никому не противостоят, но не считают нужным отказывать посетителям, руководствуясь принципом наличия "ковид"-сертификата.
"Эта наша общая со всеми сотрудниками позиция. Мы не желаем бояться и прятаться, совесть не позволяет. Мы считаем, что имеет место нарушение прав человека, а наш ресторан изначально создавался "для людей". Поэтому мы заявили о своем праве и двигаемся вперед", – прокомментировал в разговоре с UBR.ua владелец заведения Олег Пасько.
 
В обоих заведениях с каждым посетителем на входе подписывают документ о том, если тот заболеет коронавирусом, ответственность он берет всецело на себя. Взамен ресторан дает клиентам возможность находиться в заведении без масок и прохождения вакцинации. Тем самым вызывая усиленный интерес к себе со стороны Госпотребслужбы и полиции: мобильные группы туда зачастили.
 
Однако владельцы бизнеса не беспокоятся, поскольку считают, что действуют в рамках Конституции и готовы оспаривать все постановления в суде.
По словам ресторанного консультанта Ольги Насоновой, у них действительно есть основания так полагать: например, предприниматель из Тернополя Тарас Ковальчук, у которого за карантинный год скопилось 60 протоколов, в итоге все их оспорил в суде.
"Но это, конечно, отдельная работа – нужны и деньги, и усилия", –  уточняет она в беседе.
 
.
 
Скептически настроены и в Украинской ресторанной ассоциации, там говорят, что о "красной" зоне было известно давно, и в случае несогласия, еще месяц назад им нужно было "создавать пикеты, куда-то выходить, писать письма" и т.д.
 
"Зачем это делается сейчас – непонятно. Есть правила, установленные государством. Да, они – неприятные, но они дают возможность работать, в отличие от прошлого карантина, когда рестораны вообще закрыли", – говорит президент ассоциации Сергей Трахачев.
 
Крупные сети опасаются за репутацию
Основная часть столичных ресторанов все же приняли удар на себя. Даже мировой фастфуд-гигант McDonald’s вынужден был закрыть залы для посещения в более чем 30 своих ресторанах в Киеве, чтобы успеть допривить всех сотрудников от коронавируса.
 
 
"Крупные сети не могут себе позволить игнорировать карантинные правила – это слишком крупный бизнес, расположенный в разных городах. Попасть под раздачу они могут не только со стороны властей, но и посетителей", – убеждена Насонова.
Те небольшие заведения, которые "восстали" против ограничений, имеют своеобразный концепт – здоровое питание, веганство, поэтому вокруг них сформировалась определенная аудитория, которая их и поддерживает.
 
Что касается каких-то громких прецедентов или проверок сертификатов специальными группами у посетителей в столичных ресторанах, эксперты пока о таком не слышали. Хотя и отмечают, что большинство рестораторов все же переспрашивают своих посетителей о наличии необходимых документов при входе.
 
"Рестораны в Киеве проверяют с 1 ноября плотно, но возникает такое впечатление, что сами проверяющие не хотят лишних конфликтов и скандалов. В тех местах, в которые они заходили, сертификаты вакцинации проверяли у сотрудников. Такого, чтобы спрашивать у посетителей – еще не было. Но, возможно, еще будет", – говорит Насонова.
Сложнее остальных первые дни строгих ограничений переживают заведения, расположенные во всевозможных ТРЦ: сертификаты и справки проверяет сразу общая охрана на входе, а иначе туда почти не пробраться.
 
 
Примечательно, что в часть заведений посетители не могут попасть и по другой причине – огромные пробки, образовавшиеся в Киеве из-за жестких ограничений использования общественного транспорта. Поэтому в целом, по заполняемости ресторанов "все очень плохо", отмечает Насонова.
 
Толпой – по одному сертификату
В то же время у заведений с активно путешествующей и финансово стабильной публикой, которые привились еще летом, посещаемость осталась почти такая же: лишь в отдельных местах отмечают уменьшение гостей на 20%. Однако таких ресторанов в столице не так уж и много – порядка 10%, и чаще всего спрос там формируют постоянные посетители.
 
Среди таких "счастливчиков" эксперты упоминают Milk bar, "Итальянская редакция" и Very Well Caf?.
Тем не менее, в связи с тем, что рестораторы не обязаны проверять подлинность сертификата, в практике рестораторов бывали и случаи, когда по одному сертификату в заведение приходили пять разных человек.
 

 
По данному поводу владельцы бизнеса уже готовят петицию, в которой просят освободить их от какой-либо ответственности в подобных ситуациях, а при проверке – возложить ответственность на те лица, которые нарушают.
"Давайте смотреть на картину объективно: вопрос в том, что сегодня основная проблема заключается не в том, сколько вакцинировано персонала. Его достаточно, чтобы работать. Проблема в том, что гости не вакцинируются", – убежден президент Украинской ресторанной ассоциации.
 
По его словам, в рестораны сейчас ходить особо некому, но о каких-то итогах посещаемости есть смысл говорить через месяц: при условии, что вдруг не окажется, что у государства закончились вакцины. 
 
"Потери в плане прибыли, конечно, будут, и эту проблему ресторан не может решить. Еще летом было понятно, что будут ограничения и что нужно было тогда людей мотивировать вакцинироваться. А сейчас эти переполненные пункты вакцинации напоминают клубы, которые все так усердно критиковали в прошлый карантин. Конечно, есть момент, что государство в очередной раз со своей задачей в срок не справилось", – говорит Трахачов.
 
 
Хотят просто выжить 
Те заведения, которые все же приняли решение выводить персонал на смену и оплачивать им работу, в итоге увидели падение посещаемости до 80% и просто закрылись. Такая тенденция прослеживается, в частности, в Одессе.
В Киеве, убеждены эксперты, пока еще переходный период, и мало кто понимает, насколько часто будут проходить проверки и как. Другие – ждут, когда люди сделают вакцины и можно будет открываться работать на полную.
 
"У меня вдвое упал оборот: были очень хорошие лето и осень. Мы шли вверх, у нас за всю пятилетнюю историю было впечатление, что наконец-то "прорвало" и стало лучше. Но как только объявили "красную" зону – вдруг "бам", и на ланчи никто не ходит. Ну, два-три человека, а было очень много людей", – делится  владелица одесского ресторана "У Ангеловых" Ирина Ангелова.
Хотя, по ее словам, публика в их ресторане настолько осознанная, что даже не приходится спрашивать о сертификатах – показывают сами. Однако, поскольку почти половина одесситов все еще не вакцинированы, это сказывается и на выручке.
 
Также "У Ангеловых" говорят, что когда к ним заходят заезжие клиенты, у которых по какой-то причине ковидных документов нет – она сразу предупреждает, что штраф, в случае чего, им придется платить самостоятельно.
"Эти два года мы находимся на грани выживания, но все равно я предпочитаю не лезть на рожон. Я не могу потерять то, что мы растили 30 лет", – резюмирует она.
В Одессе, в отличие от Киева, заведения не закрываются, но в низкий туристический сезон и очередной карантин рестораны "сидят без людей", а персонал – выезжает за границу или в рейсы.