Утепление домов снизит потребление энергоресурсов, но платить меньше не будем
Правда, по замыслу платить эти деньги не придется одномоментно. В правительстве планируют, что погашать свой долг совладельцы домов будут постепенно в течение длительного времени за счет экономии на энергоресурсах. При этом размер оплаты не должен увеличиться.
 
Приведем пример. Предположим, что владельцы платят за отопление своей квартиры 8 тысяч гривен в год. В результате термомодернизации потребление тепла снизилось вдвое, и в следующем отопительном сезоне плата за него сократится до 4 тысяч гривен. Однако коммунальное предприятие все равно выставят жильцам этой квартиры счет на 8 тысяч. Половина из них уйдет на оплату отопления, а вторая – как плата за работы по термомодернизации. И так будет происходить в течение 10-ти, а, возможно, и 20 лет, после чего, полностью рассчитавшись за утепление, жильцы смогут платить уже только за фактически потребленное тепло.
 
 
По словам Анны Аккерманн, в правительстве надеются через этот механизм вовлечь в процесс модернизации преимущественно старые 5-9-этажные дома советской застройки.
 
"На сегодняшний день дома, в которых есть ОСМД, имеют возможность самостоятельно заключать соглашения на термомодернизацию по энергосервисным договорам, - говорит специалист. - Но таких домов в Украине не так много - менее 20% (если точнее, то около 18% - 33 тысячи ОСМД из 180 тысяч многоквартирных домов - "Апостроф"). При этом большинство этих ОСМД занимают пассивную позицию и не интересуются вопросами модернизации собственного жилья. А дома, где ОСМД нет, вообще никакой скоординированной деятельности не ведут".
 
Впрочем, в правительстве надеются, что новая программа позволит массово вовлечь в процесс термомодернизации именно те дома, жильцы которых не проявляют никакой активности, и таким образом значительно сократить потребление энергоресурсов в жилом секторе.
 
.
 
Быстро делается – слепое родится
Фактически, это все, что сегодня известно о грандиозной программе стоимостью в сотни миллиардов гривен, которая должна стартовать в ближайшее время. А потому у специалистов и общественности остается много вопросов.
 
"Первый из них: насколько возможно так быстро создать с нуля совершенно новую масштабную систему? – говорит Анна Акерманн. – Ведь для того, чтобы должным образом нормировать ее работу, необходимо разработать и принять специальные законы, постановления правительства и ряд других подзаконных актов. Для такой масштабной работы требуется много месяцев, а возможно и лет".
 
Еще один вопрос – насколько готовы к проведению таких масштабных работ отечественные строительные компании? – Ведь в течение 30 лет в Украине было утеплено очень небольшое количество домов.
 
 
Соответственно, компаний, занимающихся этим видом деятельности, совсем немного, а у остальных нет достаточного опыта для того, чтобы быстро наладить массовое утепление.
 
К тому же для модернизации необходимо изучить каждый дом и разработать для него отдельный проект с учетом конструкции, технического состояния, месторасположения и т.д. И создание 5 тысяч проектов – это огромная работа, которая еще даже не начиналась.
 
К тому же, готовясь к летнему сезону, строительные компании, как правило, заранее контрактуют необходимые им стройматериалы. Но, поскольку о программе термомодернизации еще ничего неизвестно, и непонятно, кому достанутся подряды, они сейчас этого не делают. Следовательно, если предположить, что в скором времени начнется реализация сразу 5 тысяч проектов, промышленность и импортеры, скорее всего, просто не справятся с таким скачком спроса.
 
 
"Учитывая все эти обстоятельства, большинство представителей общественных организаций считают, что правительству стоило бы сосредоточиться на более реальных задачах, - говорит Анна Аккерманн. - Например, можно развернуть программу масштабной установки в многоквартирных домах индивидуальных тепловых пунктов, которые регулируют подачу тепла в квартиры в соответствии с текущей температурой воздуха. Такие пункты позволяют экономить 15-20% тепла".
 
Правда, по замыслу платить эти деньги не придется одномоментно. В правительстве планируют, что погашать свой долг совладельцы домов будут постепенно в течение длительного времени за счет экономии на энергоресурсах. При этом размер оплаты не должен увеличиться.
 
Приведем пример. Предположим, что владельцы платят за отопление своей квартиры 8 тысяч гривен в год. В результате термомодернизации потребление тепла снизилось вдвое, и в следующем отопительном сезоне плата за него сократится до 4 тысяч гривен. Однако коммунальное предприятие все равно выставят жильцам этой квартиры счет на 8 тысяч. Половина из них уйдет на оплату отопления, а вторая – как плата за работы по термомодернизации. И так будет происходить в течение 10-ти, а, возможно, и 20 лет, после чего, полностью рассчитавшись за утепление, жильцы смогут платить уже только за фактически потребленное тепло.
 

 
По словам Анны Аккерманн, в правительстве надеются через этот механизм вовлечь в процесс модернизации преимущественно старые 5-9-этажные дома советской застройки.
"На сегодняшний день дома, в которых есть ОСМД, имеют возможность самостоятельно заключать соглашения на термомодернизацию по энергосервисным договорам, - говорит специалист. - Но таких домов в Украине не так много - менее 20% (если точнее, то около 18% - 33 тысячи ОСМД из 180 тысяч многоквартирных домов - "Апостроф"). При этом большинство этих ОСМД занимают пассивную позицию и не интересуются вопросами модернизации собственного жилья. А дома, где ОСМД нет, вообще никакой скоординированной деятельности не ведут".
 
Впрочем, в правительстве надеются, что новая программа позволит массово вовлечь в процесс термомодернизации именно те дома, жильцы которых не проявляют никакой активности, и таким образом значительно сократить потребление энергоресурсов в жилом секторе.
 
Быстро делается – слепое родится
Фактически, это все, что сегодня известно о грандиозной программе стоимостью в сотни миллиардов гривен, которая должна стартовать в ближайшее время. А потому у специалистов и общественности остается много вопросов.
"Первый из них: насколько возможно так быстро создать с нуля совершенно новую масштабную систему? – говорит Анна Акерманн. – Ведь для того, чтобы должным образом нормировать ее работу, необходимо разработать и принять специальные законы, постановления правительства и ряд других подзаконных актов. Для такой масштабной работы требуется много месяцев, а возможно и лет".
 
 
Еще один вопрос – насколько готовы к проведению таких масштабных работ отечественные строительные компании? – Ведь в течение 30 лет в Украине было утеплено очень небольшое количество домов.
Соответственно, компаний, занимающихся этим видом деятельности, совсем немного, а у остальных нет достаточного опыта для того, чтобы быстро наладить массовое утепление.
 
К тому же для модернизации необходимо изучить каждый дом и разработать для него отдельный проект с учетом конструкции, технического состояния, месторасположения и т.д. И создание 5 тысяч проектов – это огромная работа, которая еще даже не начиналась.
 
К тому же, готовясь к летнему сезону, строительные компании, как правило, заранее контрактуют необходимые им стройматериалы. Но, поскольку о программе термомодернизации еще ничего неизвестно, и непонятно, кому достанутся подряды, они сейчас этого не делают. Следовательно, если предположить, что в скором времени начнется реализация сразу 5 тысяч проектов, промышленность и импортеры, скорее всего, просто не справятся с таким скачком спроса.
 
 
"Учитывая все эти обстоятельства, большинство представителей общественных организаций считают, что правительству стоило бы сосредоточиться на более реальных задачах, - говорит Анна Аккерманн. - Например, можно развернуть программу масштабной установки в многоквартирных домах индивидуальных тепловых пунктов, которые регулируют подачу тепла в квартиры в соответствии с текущей температурой воздуха. Такие пункты позволяют экономить 15-20% тепла".
 
Сколько стоит фальшивая подпись
Однако технические сложности, которые неизбежно возникнут при реализации планов власти, не могут сравниться с организационными проблемами и коррупционными рисками.
"В принципе, предложенная схема проведения термомодернизации не нова, – говорит глава Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Украины Андрей Никончук. – Именно так работают стандартные энергосервисные контракты. В соответствии с такими контрактами, строители проводят работы по утеплению домов, а плату за свою работу получают позже, за счет экономии, возникающей в результате модернизации. Однако главная особенность таких контрактов заключается в том, что владелец дома лично заказывает работы, согласовывает смету, контролирует качество и рассчитывается с исполнителем. Именно поэтому энергосервисные контракты в Украине работают преимущественно в сфере реконструкции общественных зданий, которые имеют одного собственника - местную общину в лице выборного органа власти. А из многоквартирных домов такие сделки могут заключать только хорошо организованные ОСМД".
 
 
В схеме же, которую предлагает правительство, жильцам домов отводится только роль плательщиков. Все функции по заказу работ, определению подрядчиков, контролю качества и, самое главное, определению их стоимости, возлагаются на государственную компанию. Учитывая, какие огромные средства правительство собирается потратить на этот проект, нетрудно представить, какие колоссальные возможности для коррупции он открывает. Ведь жильцы домов, не имея собственной организации и актива, будут лишены возможности каким-либо образом определять и контролировать проведение работ и их результат.
 
Население Украины относительно терпимо относится к коррупции на проектах, которые финансируются из бюджета, однако неизвестно, как оно отреагирует, если чиновники запустят руки непосредственно в карман каждого.
 
Следовательно, возникает еще один вопрос: нужно ли спрашивать согласия у совладельцев дома на проведение термомодернизации? А, если спрашивать, то как их убедить в том, что они в такой модернизации нуждаются?
 
 
"Если проводить работы без согласия совладельцев, это нарушает принцип частной собственности, - говорит Андрей Никончук. - Никто не может силой заставить собственника изменить свою собственность. Даже если эти изменения к лучшему. Поэтому по закону провести модернизацию дома без консолидированной позиции совладельцев невозможно".
 
В то же время, убедить жителей 5 тысяч домов в том, что им необходима термомодернизация – дело нелегкое и продолжительное. Особенно, учитывая практически полное отсутствие информации о порядке такой модернизации. Тем более, что по нынешнему законодательству для принятия решения необходимо собрать подписи не менее 75% совладельцев.
 
Очевидно, осознавая стоящие на этом пути проблемы, правительство подготовило законопроект (он еще не опубликован), который вводит ряд изменений в порядок принятия решений. В частности, снижает планку результативного голосования с 75% до 50%+1 голос. При этом упрощаются процедуры проведения голосований, в частности, разрешается проводить собрания совладельцев дистанционно, с применением интернет-связи.
 

 
Если этот проект будет одобрен парламентом, это конечно упростит и ускорит принятие решений в коллективах совладельцев. Однако одновременно породит массу поводов для злоупотреблений.
 
"В законопроекте никак не урегулирован вопрос уголовной ответственности за фальсификацию подписей, - говорит Андрей Никончук. - Поэтому легко можно представить себе схему злоупотреблений. Строительные компании, заинтересованные в получении выгодных подрядов на термомодернизацию, будут искать в домах жильцов, которые готовы за определенную плату изготовить фальшивый протокол собрания с подписями совладельцев. Причем другие жильцы могут даже не знать о существовании такого документа. На основании такого протокола можно будет браться за утепление, а, в случае если фальсификация будет разоблачена, компания всю ответственность возложит на "инициатора", которому, в принципе, не угрожает никакое наказание. Ведь для доказательства вины необходимо провести сотни экспертиз почерка, и никто этого делать не будет".
 
По мнению эксперта, учитывая, какие средства планируется привлечь в программу термомодернизации, вероятность возникновения подобных и многих других злоупотреблений очень высока.
 
Следовательно, очередная грандиозная программа, декларируемая нынешней властью, с одной стороны, несет очень важную и необходимую для страны идею усовершенствования жилищного фонда и сокращения энергетической зависимости. А, с другой, - имеет все шансы стать очередным "ящиком Пандоры", из которого посыплются коррупционные скандалы и нарушения прав граждан.
Каким путем пойдет этот процесс, зависит от власти, но также и от граждан, если они, конечно же, готовы контролировать действия власти и защищать собственные права.
Роберт Василь