Решение ограничить наценку по ряду социальных товаров всполошило рынок – он запутался в новых правилах и опасается сбоев в поставках. Пока остается непонятным, снизятся ли реально цены в магазинах
 
Ограничив стоимость социально значимых продуктов наценкой в 10% от оптовой цены, власти создали риск их исчезновения с магазинных полок.
Во всяком случае об этом заявили в крупнейшей украинской розничной сети супермаркетов АТБ, правда, оговорившись, что они все-таки продолжат продавать молоко, курицу, макароны, гречку и еще пять продуктов из утвержденного Кабмином списка. А вот другие сети – не факт, заметил гендиректор АТБ Борис Марков.
 
 
Ограничив стоимость социально значимых продуктов наценкой в 10% от оптовой цены, власти создали риск их исчезновения с магазинных полок.
Во всяком случае об этом заявили в крупнейшей украинской розничной сети супермаркетов АТБ, правда, оговорившись, что они все-таки продолжат продавать молоко, курицу, макароны, гречку и еще пять продуктов из утвержденного Кабмином списка. А вот другие сети – не факт, заметил гендиректор АТБ Борис Марков.
 
Однако в целом, по словам представителей бизнеса, их больше беспокоит не само ограничение, а его отдельные условия и отсутствие понимания того, как внедрять меру. Согласно заявлению Европейской бизнес ассоциации (EBA), дополнительные разъяснения требуются понятию "оптово-отпускной цены на товар" и правилам подсчета наценки в 10% от нее.
 
"В постановлении написано, что все затраты розничного оператора – маркетинг, реклама, логистика и т.д. – должны быть включены в 10% наценку. Это добавляет существенную нагрузку на существующие издержки оператора. Кроме того, неясно, что означает указанный в постановлении термин "оптово-отпускная цена" и, соответственно, от чего формировать наценку", – объяснили нам в пресс-службе АТБ.
В АТБ подчеркивают, что работают в законодательном поле и поэтому так или иначе будут выполнять требования постановления. А также заверили, что в сети нет проблем с реализацией социальных групп товаров и останавливать их продажу там не будут.
 
.
 
Однако так поступить смогут не все – неопределенность формулировок постановления и отсутствие ясности бизнеса в том, как его применять, может вынудить часть ритейла временно прекратить продажи социальных продуктов.
 
Представитель еще одной крупной продуктовой сети, попросивший не указывать ее название, объяснил нам, что продукты, закупленные до вступления постановления в силу, можно продавать по старым нормам – ограничение наценки коснется только товаров, поставленных после 12 января.
 
Но если большая розница благодаря наличию достаточных товарных запасов на складах и отлаженных взаимоотношений с поставщиками может ждать разъяснений Кабмина даже в течение недели, не останавливая продажи, то небольшие сети и региональные операторы, иногда реализующие товары практически "с колес", таких возможностей не имеют.
 
 
Особенно быстро пропасть с их полок могут скоропортящиеся товары, вроде молочной продукции.
Одной из ключевых просьб EBA, которые они направили к правительству, стало предложение отсрочить принятие нормы хотя бы до 1 марта 2022 года и не ранее проведения консультаций с отраслью. Хотя лучше всего было бы просто не вводить ручное регулирование бизнес-процессами, заявили в ассоциации.
Добавим, что бизнес также предложил властям изменить список товаров, подпадающих под регулирование, так как в него вошла не только продукция социального, но и высшего ценового сегмента.
 
Подешевеют ли продукты
Как уже отмечалось выше, включение затрат ритейла в 10% наценку может сильно увеличить их издержки – в теории, высказал предположение UBR.ua директор НПЦ "Сахаросвекловичного производства" Александр Коротинский, сети могут принять решение снять с реализации ставшие невыгодными для продажи продукты.
 
Однако, если разрешить бизнесу добавлять наценку не только к отпускной цене товара, но и к перечисленным в постановлении затратам ритейла, то существенного влияния на розничную стоимость продуктов, в частности, сахара-песка, такое ограничение не возымеет. Как объясняет Коротинский, все указанные затраты постоянно растут в цене.
 
 
И все же, по его мнению, по крайней мере часть издержек рознице позволят учитывать при формировании стоимости продуктов.
"Как мне кажется, Кабмин, Минэкономики и Минагрополитики придут к решению, что услуги по логистике, обработке (подготовке) и упаковке будут выведены из 10% надбавки", – полагает Коротинский.
 
В любом случае ограничение наценки может не удешевить продукты – дело в их оптовой стоимости. В АТБ нам указали, что, в отличие от наценки розницы, правительство никоим образом не регулирует отпускные цены производителей продуктов.
 
Однако на оптовые цены, объяснили нам сами производители, также влияет ритейл. По словам президента Всеукраинской ассоциации пекарей (ВАП) Александра Тараненко, продуктовые сети взымают с поставщиков плату за разного рода маркетинговые услуги – их производители учитывают при формировании оптовых цен.  
 

 
"Вшитые" в оптовую цену продукции маркетинговые услуги занимают в ней 24-26%, говорит президент ВАП, добавляя, что непосредственно наценка розницы и сегодня составляет 10-15%, в частности, для включенных в перечень Кабмина батонов и ржано-пшеничного хлеба.
Наценка к отпускной цене пшеничной муки высшего сорта, говорит нам директор ассоциации "Мукомолы Украины" Родион Рыбчинский, составляет примерно 15-20%.
 
"Реальная наценка намного выше 10-15%, но она спрятана в [отпускной] цене товара. К уменьшению стоимости хлеба могла бы привести регламентация взаимоотношений производителей продуктов и сетей с ограничением стоимости маркетинговых услуг последних. Такие законопроекты уже регистрировались в Раде", – говорит Тараненко.
Производители высказали опасения, что в случае ограничения розничной наценки сети начнут компенсировать свои потери за счет увеличения стоимости маркетинговых услуг – это, в свою очередь, приведет к увеличению оптовых цен социальных товаров.
 
"Правда, в ближайшее время поднять стоимость маркетинговых услуг сети не смогут, так как поставщики только в январе перезаключили с ними контракты, срок действия которых составляет примерно один квартал-полгода", – добавил Рыбчинский.
 
 
В то же время больший эффект на снижение цен социальных продуктов питания, полагают наши собеседники, может оказать действие другого постановления Кабмина, регулирующего стоимость поставок газа для производителей.
 
Эта мера, введенная правительством параллельно мере о 10% наценке, уже позволила уменьшить риск роста стоимости хлеба, указал Александр Тараненко, объяснив, что без удешевления газа цена хлебопекарной продукции выросла еще как минимум на 20%.
В январе дешевый газ будут получать лишь хлебопеки, однако с февраля и до 1 апреля – уже и другие производители социальных продуктов, включая муку, молоко, курятину, подсолнечное масло и яйца.
 
Удар по сельским магазинам
Удешевление газа для компаний совместно с включением всех перечисленных в постановлении дополнительных затрат ритейла в 10% наценку действительно может снизить стоимость соцпродуктов, соглашается директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
Но в таком случае сети начнут компенсировать свои потери за счет других товаров. Как указывалось в начале материала, если куриная тушка подешевеет, то филе может подорожать в разы, считает Пендзин.
 
 
"Или, например, рядом с социальным хлебом рядом будет продаваться "супер-батон" с отрубями по совершенно фантастической стоимости. Но нужно понимать, что разные магазины торговых сетей ориентированы на разные категории покупателей. Есть премиальные, вроде Le Silpo, где по какой цене товар не поставишь – все равно купят", – заметил директор ЭДК.
 
Впрочем, по его мнению, больше всего норма Кабмина затронет цены продуктов не в крупных сетях, где "всегда все было более-менее спокойно", а надбавку небольших торговцев в поселках и маленьких городках.
У них наценка, из-за отсутствия конкуренции, часто устанавливалась по спекулятивному принципу, подытожил эксперт.