Неоказание услуг в связи с военными действиями или аварийными отключениями электричества – это форс-мажорные обстоятельства. Но абоненты, у которых из-за этого возникают проблемы со связью, несмотря на внесение абонентской платы, могут требовать возмещение ущерба.
Адвокат Иван Либерман рассказал о такой возможности.
На основании письма Торгово-промышленной палаты Украины от 28.02.2022 №2024/02.0-7.1 мобильные операторы освобождаются от ответственности за неоказание услуг, если это связано с форс-мажорными обстоятельствами. Атаки российских ракет по энергетической инфраструктуре – это как раз форс-мажор. Єтого невозможно предусмотреть или как-то предотвратить. Остается надеяться только на ВСУ,
При наличии документального подтверждения оператор не несет ответственность за непредоставление услуг. При этом абоненты могут требовать возврата денег за услуги, которые не получили.
Допустим, абонент и мобильный оператор заключили договор о предоставлении услуг – мобильная связь или домашний интернет. Даже если услуга не предоставляется в связи с форс-мажорными обстоятельствами, то абонент имеет право не платить за непредоставленные услуги.
Если смотреть на это с практической точки зрения, то оператор обязан снять с абонента не полную стоимость услуги. Например, если доступ к интернету был всего 8 часов з 24, то и оплата будет за время наличия доступа к сети. Так сложившуюся ситуацию объясняет Иван Либерман, адвокат “По правилам делового оборота” Гражданского кодекса Украины.
.
То есть украинцы имеют все основания требовать возврата части суммы. Если же операторы не желают решать вопрос в досудебном порядке, то украинцы могут подать в суд и требовать не только возврат части денег за услуги, которым им не оказали или оказали в не в полном объеме, но и компенсацию.
____________________________________________
В Київстар налякали українців зникненням звичного мобільного зв’язку
Президент компанії Київстар Олександр Комаров розповів, що перебої із мобільним зв’язком та інтернетом, що спостерігаються після відключення електроенергії — це не найгірше, що може статися. Через надмірні навантаження зв’язок із локального може перетворитися на місцевий.
Якщо атаки на енергосистему України продовжаться, то покриття перестане працювати у звичному режимі. У якихось районах міста зв’язок буде, а в якихось ні. Олександр Комаров продовжує вірити у краще, та не вважає, що є ризик того, що мобільний зв’язок повністю зникне.
Саме так відбувається у столиці після відключення електричної енергії. Зв’язок є, але покриття не працює на все місто. Сьогодні такі перебої зафіксовані на 30% території України. Хвилюватися, що мережа повністю перестане працювати не варто.
Комаров пояснив, що коли знеструмлюють цілі регіони, мільйони людей переходять на мобільний зв’язок та інтернет. Мережа не витримує такого навантаження, звідси й виникають перебої. Проблеми такі не лише у Київстар, інші оператори також у подібній ситуації. Vodafone, lifecell також зіткнулися із цією проблемою.
Після останньої атаки Росії української енергосистеми найуразливішими стали Київська, Харківська, Львівська та Полтавська області. Тут і зареєстровано найбільше скарг на покриття.
Мешканці західних регіонів також страждають. На Закарпатті є проблеми із 3G та 4G інтернетом. Причина та сама — перенавантаження через вимкнення електрики.
Українці вже почали звикати до нових умов та підтримують одне одного. Повернулися ті часи, коли знову всі повертаються до живого спілкування один з одним. Шкода лише, що через війну та постійні повітряні тривоги не можна насолодитись розмовами повною мірою.