В свете последних событий на востоке Украины стал как нельзя актуальным вопрос готовности защитных сооружений и системы оповещения населения о ЧП. По поручению городских властей управление по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны населения провело инвентаризацию городских защитных сооружений – проще говоря, бомбоубежищ
 
Всего в городе 21 защитное сооружение. 7 из них находятся в коммунальной собственности и располагаются в школах и КШИ. Остальные находятся преимущественно на территориях предприятий. В настоящее время бомбоубежища используются под склады, но в случае чрезвычайной ситуации в течение трех часов могут быть подготовлены к приему людей. Общая площадь защитных сооружений Каховки более 11 тыс. м2. Они способны принять 8 тыс. 755 человек. Также в Каховке существует система оповещения, состоящая из пяти сирен на город и громкоговорителей в центре Каховки. 8 июля в Каховке была создана эвакуационная комиссия, которая в случае чрезвычайной ситуации должна организовать эвакуацию каховчан.
 
 
В то же время необходимо отметить, что унаследованная от СССР система гражданской обороны мало подходит к нынешним реалиям. Строительство бомбоубежищ на территории предприятий было логичным, когда там работало практически две трети города. Сегодня же эти предприятия либо полностью (ЖБИ, Обувная фабрика, Пищевкусовая фабрика), либо частично ликвидированы (Сельхозагрегат, КЭМЗ, ЭСО), а доступ на их территорию ограничен, не говоря уже о том, что находятся они преимущественно на отшибе.
 
Что же касается соответствующих сооружений, находящихся на территории жилых районов Каховки, то их место расположения известно очень немногим. На сегодняшний день необходимо создать актуальную карту местонахождения таких сооружений, находящуюся в свободном доступе. Куда бежать людям, если случится катастрофа? Необходимо понимать, что коммунальную газету читает 10% населения, примерно столько же слушают проводное радио. Остальные же в случае беды будут пребывать в неведении, куда им прятаться.
Кроме того, доступ в бомбоубежища, находящихся в городе также ограничен – как правило, ключи от помещений находятся у собственников или балансодержателей. Поэтому невозможно понять, как именно будут открывать бомбоубежища для людей. Кто именно будет нести ответственность за каждый конкретный объект, не сбежит ли этот человек спасать собственную семью, а главное – сколько времени будет потрачено, прежде чем каховчане получат доступ к убежищам?
 
Также необходимо помнить, что практически все каховские бомбоубежища представляют собой пустые бетонные склепы. Там нет ни воды, ни даже элементарных удобств типа посадочных мест. То есть, там можно переждать бомбежку, но едва ли можно переждать техногенную катастрофу, связанную с критическим загрязнением или отравлением окружающей среды. Кроме того, в бомбоубежищах давным-давно устарела система фильтрации воздуха и герметичность дверей. В случае если Каховку накроет ядовитое облако, бомбоубежища, скорее всего, превратятся в братские могилы.
 
.
 
В целом же необходимо отметить, что помимо инвентаризации местным властям необходимо озаботиться стандартным набором мероприятий, разработанных еще в советские годы. Необходимы наглядные пособия и стенды, нужны учения и, конечно же, финансовые вливания. К сожалению, заниматься всеми этими вопросами, в одночасье могущими стать жизненно важными, некому и не за что.