С нового, 2023 года, в Украине действуют новые воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов. Кроме непосредственно военнообязанных, едва ли не больше всего новые правила коснулись работодателей, которым добавили новых обязанностей. Теперь прием на работу и даже увольнение не останутся без внимания военкоматов. Как новые правила учета повлияют на рынок труда в стране – исследовал "Апостроф".
 
Что изменилось
Отныне работодатель не имеет права принимать на работу работника без документов, подтверждающих, что он стоит на воинском учете. Кроме того, работодатель обязан под подпись знакомить с правилами учета наемного работника. Конечно же, после приказа о принятии на работу нужно сообщить эту информацию в военкомат. То же самое касается и увольнения.
 
 
Если работодатель все же рискнет принять на работу человека без военно-учетных документов, то ему грозит административная ответственность: от 3400 до 5100 гривен штрафа за первое такое правонарушение и от 5100 до 8500 гривен за второе в течение года, либо совершенное в особый период (во время военного положения).
 
Также работодатели теперь должны извещать своих работников об очередном призыве, вызове в военкомат и вручать повестки. Более того, на работе должны проконтролировать, чтобы их работник, получивший повестку, дошел до военкомата.
Кроме того, на работе должен вестись персональный воинский учет призывников, военнообязанных и резервистов. Однако контролировать, извещать, вести учет – все это незаурядный пласт работы. И кто ее должен делать?
 
Согласно новым правилам, отвечают за ведение и организацию учета руководители предприятий, а непосредственно осуществляют такую работу работники службы персонала, проще говоря – кадровики.
При этом есть некоторые нормы. Если на предприятии работает от 501 до 2 тысяч военнообязанных, то за их учет может отвечать один кадровик, если с 2001 до 4 тысяч, то нужно уже иметь в штате не менее двух ответственных лиц, от 4001 до 7000 военнообязанных ведут не менее трех кадровиков.
 
.
 
При этом кадровики, ведущие персональный воинский учет, должны постоянно повышать свою квалификацию в учебных заведениях, согласованных с Генштабом.
На первый взгляд, новые правила учета действительно ужесточаются, но как они будут работать на практике? Поэтому возникают…
 
Важные вопросы
Теневой рынок труда
Ведь очевидно, что в ситуации, когда прием на работу возможен только через военкомат, то для некоторых мужчин возникнет соблазн трудоустроиться в тени, чтобы не становиться на учет.
 
"Конечно, может появиться определенное количество работников среди мужчин, которые не хотели бы становиться на учет из-за трудоустройства, - объясняет "Апострофу" эксперт рынка труда Татьяна Пашкина. - Кроме того, для перестраховки некоторое количество мужчин может уволиться и перейти на "темную" сторону, согласиться на неформальную занятость, лишь бы не становиться на учет и не быть военнообязанным в глазах государства. Но хотелось бы надеяться, что таких людей будет немного".
 
 
Однако, по словам президентки общественного объединения "Всеукраинская ассоциация кадровиков" Виктории Липчанской, если работодатель заключает с работником теневые трудовые отношения, то это не зависит от воинского учета.
 
"Таким образом работодатели просто пытаются избежать налогообложения, нагрузки на ЕСВ, который нужно платить за работников и так далее. В большинстве ситуаций это касается и работников. Например, работнику говорят, что ты будешь работать в тени, а вместо того, чтобы платить за тебя ЕСВ, мы лучше это ЕСВ положим тебе в конвертик", - объясняет "Апострофу" Липчанская.
Более того, эксперты рынка труда не склонны к мнению, что именно новые правила воинского учета как-то существенно повлияют на рынок труда.
 
Что по ФЛП
Придется ли теперь и физическим лицам предпринимателям, имеющим наемных работников, вести свой воинский учет?
Эксперты отвечают однозначно.
 
 
"Как в старом порядке, так и в новом указано, что военный учет ведут предприятия, учреждения, организации. Физические лица предприниматели в правилах прямо не указаны. Этот вопрос по ФЛП всегда был в таком неопределенном статусе, - объясняет Липчанская. - Если бы в правилах было хотя бы определение "работодатель", то есть более широкое понятие, то обязанность по ведению военного учета возлагалась бы на всех без исключения работодателей, в том числе и на ФЛП. Из моей практики ФЛП работодатели обычно воинский учет не ведут".
 
Смогут ли работодатели вести учет
Ведь все же для этого нужно нанимать либо отдельных людей в штат предприятия, либо возлагать дополнительную нагрузку на уже существующих работников.
"Я уверен, что на многих предприятиях после появления новых правил взялись за голову. На них возложены дополнительные задачи, а люди и так не сидят без работы", - комментирует "Апострофу" адвокат Дмитрий Бузанов.
 
Кроме того, как выполнять, например, обязательства вручать повестки, когда пандемия и широкомасштабная война значительно изменили рынок труда.
"При нынешнем отдаленном формате работы на многих предприятиях, предоставить повестку человеку, которого нет на рабочем месте, конечно же, будет проблематично", - добавляет Пашкина.
Но эксперты уверяют, что предприятиям все же придется справиться.
 

 
"Потому что нужно! – говорит Татьяна Пашкина. – На крупных предприятиях есть человек, который этим занимается. На небольших предприятиях это может быть уже дополнительная нагрузка на специалиста по кадровому делопроизводству, либо на начальника отдела кадров. Сейчас может быть так, что участятся проверки. Поэтому, вероятно, предприятиям все же понадобятся дополнительные работники, чтобы вовремя выполнить требования законодательства. С другой стороны, нагрузка на кадровиков может существенно и не увеличиться, ведь не одновременно же на предприятии все люди зачисляются на работу или увольняются".
 
Захотят ли работодатели вести учет
Ведь по большому счету и старые правила обязывали предприятия вести учет военнообязанных мужчин. Да, со значительно меньшим количеством отчетов и документов, но все же. Однако часто такой учет был только для проформы. В реальности же военный билет или приписное не были критически необходимыми документами для трудоустройства.
 
"Раньше на это действительно смотрели сквозь пальцы, - говорит Пашкина. - Проверки, конечно же, были, но никто не придирался к учету. Ведь часто у военкоматов то необходимых бланков не было, то менялись требования, то были такие очереди, что люди приходили, смотрели на них и возвращались. Чтобы стоять 2-3 недели в очередях, а затем на приеме тебе сказали, что нет бланков – не каждый работодатель отпустит своего работника".
 
 
Изменят ли ситуацию новые правила?
"Кто вел раньше военный учет, тот его будет вести и дальше. Кто его не вел и считал, что это не нужно, тот его и не будет вести. Поэтому я считаю, что даже новый порядок существенно не повлияет на ведение работодателями воинского учета", – резюмирует Липчанская.
Артур Гор