Такое случается, и довольно часто: то рассеянный паренек-заправщик воткнул в бак не тот пистолет, то на единственной бензоколонке в далеком городке не оказалось «девяносто пятого», а то и реальные показатели бензина не соответствуют записи в сертификате.
 
Что будет с двигателем, если накормить его по чужому меню? Однозначного ответа нет, поэтому лучше сначала запомнить, как избежать заправки бензином с «неправильным» октановым числом (ОЧ).
 
 
●  Выбрать для постоянного посещения брендовую сеть, где гарантирован полный ассортимент и качество топлива.
●  В условиях сложной экономической ситуации не опустошать бак больше чем на половину. Остаток бензина должного сорта разведет то низкооктановое топливо, которое вам, возможно, придется залить. Октановое число смеси определяется как среднее арифметическое, то есть падение ОЧ не будет значительным.
●  Иметь с собой канистру с бензином нужного ОЧ или даже высшего октана – с той же целью, что и в предыдущем пункте. Использовать октаноповышающие присадки мы бы вам не советовали.
 
Ну а если заправка бензином с неподходящим октановым числом таки произойдет, насколько сильно может пострадать двигатель?
 
Прежде всего следует понимать, что высокое или низкое октановое число не является показателем качества. ОЧ показывает только детонационную стойкость топлива, то есть – его способность правильно сгорать в условиях высокого давления, создаваемого в цилиндре двигателя на такте сжатия. По остальным параметрам современные бензины А-92, А-95, А-98 практически одинаковы. Но ведь вопрос в том, что степень сжатия у разных моделей двигателей отличается.
 
.
 
Если ОЧ выше, чем нужно
Более высокое ОЧ не создает опасности двигателю, хотя в кругах не очень информированных водителей и говорят, что высокооктановый бензин настолько «злой», что от него плавятся поршни и горят клапаны. На самом деле теплотворная способность А-95 и А-98 даже несколько ниже, чем у А-92. Поэтому проблем с двигателем не будет, но на высокооктановом топливе водитель может ощутить падение мощности.
 
Когда ОЧ ниже нужного
Это более типичный для нашего времени случай, да и вариантов реакции двигателя на него больше. Низкое октановое число вызывает детонацию – взрывоподобное сгорание горючего в цилиндре, из-за чего детали мотора испытывают чрезмерные нагрузки. Ударная волна ломает перегородки между кольцами на поршнях, перегревает и крушит тарелки клапанов и свечи. У самых невезущих водителей в моторах могут попутно выгореть прокладка головки блока и пострадать шатунные вкладыши.
 
Водитель чувствует детонацию как частый, мелкий и звенящий стук в двигателе при попытке разогнать автомобиль на небольших оборотах. Бывалые водители говорят в таких случаях: пальцы стучат. Такое явление нужно немедленно прекращать, стараясь избежать ускорений с низких оборотов.
 
 
К счастью, в конструкцию современных моторов заложен определенный запас по октановому числу, и отклонение на несколько единиц в нижнюю сторону допустимо. Электроника корректирует момент зажигания и подачу горючего на инжекторы так, чтобы детонации не возникало. Но часто пользоваться такой снисходительностью двигателя нельзя, поэтому надо следить, какого качества топливо заливают на заправке в ваш бензобак.
 
Даже если блоку управления удается унять детонацию, водитель может почувствовать ухудшение динамики машины, рывки во время движения, почти всегда имеет место повышение расхода горючего.
 
Как бы то ни было, лучше всего машина работает на том сорте бензина, который рекомендован автопроизводителем. И самый надежный способ получить его – направляться на заправку уважаемого бренда. Где, во-первых, даже в условиях войны наибольшая вероятность приобрести нужный вид качественного горючего, а во-вторых, ответственный и мотивированный персонал не перепутает пистолеты на бензоколонках.