Недавно на всеукраинских сайтах появилась информация о том, что правительство снова взялось за вопрос монетизации льготна проезд в общественном транспорте
 
Справедливости ради отметим, что эту идею в правительстве начали реализовывать ещё в 2016 году, но полностью воплотить её в жизнь так и не получилось. Но недавно Минсоцполитики разработало очередной документ, который предусматривает замену компенсации льготного проезда перевозчикам выдачей денег на эти нужды гражданам, имеющим право на бесплатный проезд.
 
 
Закон, разрешающий монетизацию льгот на проезд, был принят в 2016 году. В 2018-м Кабмин разработал постановление, которым утвердил порядок введения этой монетизации. Однако позже постанов-ление суд признал незаконным. Основным камнем преткновения, за который зацепился суд, стало ограничение количества поездок – выплаты льготникам предназначались всего за 30 поездок в месяц. Исходя из этого, были разработаны новые акты, согласно которым монетизация льготного проезда должна иметь рекомендательный характер, и решать, вводить её или нет, будут местные советы.
 
Соответственно расчёт среднего числа поездок для льготников и их компенсация также станут обязанностью местной власти. В начале апреля этого года новые правительственные инициативы прокомментировал замминистра социальной политики Виталий Музыченко:
 
«Появилась идея о предоставлении права органам местного самоуправления самостоятельно определять форму, размеры и периодичность выплат в зависимости от способности местного бюджета. Форма монетизации может быть разной. Это могут быть наличные выплаты, зачисленные средства на карту или зачисленные поездки на карточку. Мы предполагаем, что законодательная перспектива в случае поддержки может вступить в силу с 2022 года. Но здесь нужно провести подготовительную работу с органами местного самоуправления, для того чтобы определиться с этим порядком».
 
.
 
Идёт ли какая-то подготовительная работа в этой сфере в Херсонском горсовете, «Гривна» спросила у начальника горуправления транспорта Марины Виркун. По словам чиновницы, никакой подробной информацией по этому вопросу она не владеет. Единственное, что Марина Анатольевна обозначила: подведомственное ей управление поддерживает введение монетизации льготного проезда в городе. Это бы сняло социальное напряжение между перевозчиками/водителями и пассажирами, считает чиновница.
 
 
И действительно, напряжение, о котором упомянула начальник горуправления транспорта, в Херсоне есть. Очень вероятно, большая часть льготников города испытали его на себе.
 
 
Ситуация, когда водитель отказывает в проезде горожанину льготной категории только потому, чтоу него в салоне, видите ли, уже есть несколько льготников, которые «такие-сякие» едут бесплатно, – не редкость. А компенсация льготного проезда из городской казны, по многочисленным заверениям перевозчиков, особо их не спасает. Однако с перспективой «транспортной реформы» напряглись уже сами пассажиры.
 
Есть опасения, что сумма, которую они будут получать на руки (согласно расчётам местных советов), не покроет реальное количество поездок. Так, правительство обозначило, что минимальное количество поездок в месяц для одного пассажира равно 30-ти. Но что такое 30 поездок в месяц для жителя областного центра, если кому-то необходимо на работу добираться с пересадками (ведь льготники – это не только пенсионеры)? Пшик.
 
Поэтому, по мнению экспертов, перед тем, как монетизировать льготы на проезд, в каждом городе должны детально изучить вопрос и определить – какая категория льготников реально и насколько часто пользуется транспортной услугой. Опираясь на эти подсчёты, местная власть сможет правильно распределить средства.
 
 
Например, выходом из ситуации могут стать электронный билет и установка в общественном транспорте валидаторов (считывающих устройств, снимающих определённую сумму или количество поездок с электронного билета). Такая система позволит вести учёт реального пассажиропотока. К слову, на недавней пресс-конференции при участии мэра Херсона Игоря Колыхаева и его профильного «транспортного» советника Юрия Стельмашенко были озвучены планы внедрения электронного билета в областном центре. Первые шаги в этом вопросе обещали сделать в 2021 году.
 
Поэтому вполне возможно, что после введения электронного билета в Херсоне захотят и льготы на проезд монетизировать. Но на каких условиях это будет работать в областном центре, пока неизвестно. 
Алёна МЕЛЬНИЧЕНКО