Возможность растаможить свои автомобили по льготным ставкам осталась только у одной категории украинцев – участников АТО, и то не у всех. А по их документам, как оказалось, процедуру легализации евроблях могут пройти и те, кто таковыми вовсе не являются.
 
Профильными организациями такой подход на данный момент предлагается как вполне легальный и несложный в реализации, и уже назван чуть ли не последним шансом для получения украинских номеров.
Эксперты рассказали UBR.ua, почему за участниками боевых действий (УБД) началась настоящая охота, а те в свою очередь – взвинтили "тарифы" за такую услугу.
 
 
Согласно законам о льготной растаможке, продленный срок легализации евроблях предусмотрен для участников операции объединенных сил (ООС), которые с 15 мая по 10 ноября 2021 года находились в зоне АТО.
 
Такие люди на протяжении 90 дней – до февраля 2022 года, еще имеют право оформить свой автомобиль не еврономерах на льготных условиях и не подпадают под штрафы.
Тем не менее о данных условиях плохо проинформированы и сами УБД, и также неправильно их могут интерпретировать потенциальные "клиенты".
 
Кто из УБД растаможит по льготам  
Бытует мнение, что такую льготу имеют и те, кто служил в АТО в 2015, 2016, 2018 годах, но это большая ошибка, предупреждают юристы. 
"Я вчера общался с ветеранами – у них глаза открываются, когда мы говорим, что закон об удлиненном термине растаможки распространяется только на те категории военных, которые были там только в этом году, начиная с 15 мая", – комментирует юрист ОО "Авро Евро Сила" Иван Казачук.
 
.
 
На данный момент, по словам Казачука, сотрудничество с участниками АТО, чьи права на доступную растаможку их автомобилей все же регламентируются законом, стало единственной зацепкой и для других "запоздавших" владельцев евроблях.
 
В данном случае задачей заинтересованного водителя станет найти такого УБДшника, и договориться с ним о предоставлении ему в пользование скан-копии или фотографии справки о том, что данный человек с 15 мая 2021 года и последующие 90 дней находился в ООС.
 
Причем, заяверяют в АЕС, такой военный действительно имеет право на легализацию авто на еврономерах другого человека даже без личного участия. И это не является "ни серой, ни черной или какой-либо другой незаконной схемой".
"Фактически такой человек ничего не делает – ехать на таможню ему не нужно. Он просто сделал справку, скинул фотографию с фотографией удостоверения УБД и получает растаможку", – уточняет Казачук.
 
 
Всего пару "сканов" от УБД обойдутся недешево: придется торговаться  
В дальнейшем процессе, по заверению юриста, такой "доброволец" также не участвует: по заранее оформленной у любого нотариуса и отправленной Новой почтой доверенности, осуществляется перепродажа такой машины на конечного владельца, который и будет на ней ездить.
 
Таким образом, хотя процедура легализации и проходит по данным УБДшника, владельцем автомобиля становится обратившийся за услугой фактический водитель евробляхи, который после всего оформляет растаможенный автомобиль на себя.
 
"В то же время нужно понимать, что количество военных, которые подпадают под эти условия – немного. Поэтому, это явно не может быть какой-то массовой схемой", – уточняет глава института исследований авторынка Станислав Бучацкий.
 
 
Как удалось выяснить, за подобную услугу сейчас берут $300-400, в то время как люди, которые хотели бы ей воспользоваться, готовы платить не более $50-100. Именно из-за ограниченного количества подходящих под критерии закона УБДшников и высокий тариф от них, спрос на подобную растаможку сейчас не такой высокий, как мог бы быть.
 
"Один участник АТО имеет право воспользоваться льготой только для одной машины. Поэтому мы рекомендуем тем, кто действительно заинтересован в сохранении своего автомобиля и его растаможке, пробовать искать и договариваться с ними самостоятельно. В таком случае не будет дополнительной финансовой нагрузки, а весь процесс пройдет согласно фиксированных цен на перечень услуг таможенного оформления", – комментирует юрист ОО "Авто Евро Сила".
 
Но добавляет, что со своей стороны брокеры обязаны будут предложить клиенту проверить приведенного человека по реестру участника ООС, и исключить у такого военного наличие каких-то долгов.
Итоговая цена растаможки с привлечением УБД обойдется в районе все тех же стандартных $1000.
 

 
В спорных ситуациях без военных из АТО теперь также не обойтись 
Для тех владельцев евроблях, которые делали перезаезд со стороны РФ, документы участника АТО потребуются и для осуществления перезаезда в Черниговской или Одесской областях. Здесь тоже подойдут и фото: оригиналы ни на каком из этапов, уверяют эксперты, не потребуются.
 
"Если суммы от УБД за такую модель растаможки будут большими, то они просто не заработают. Цена за услугу должна быть комфортной для всех, тогда это имеет смысл, и я надеюсь, что рано или поздно они это поймут. Тогда и человек, который растамаживается, и он – каждый получит свой бонус от сотрудничества", – считает Казачук.
К слову, к услугам УБД в АЕС сейчас прибегают и для вывоза автомобилей в Литву с целью их продажи.
 
Эра евроблях уходит в историю: это конец 
Эксперты уточняют, что те, кто не успел растаможиться в рамках основного периода, сейчас активно получают штрафы, а автомобили забирают на штрафплощадку. По их данным, в связи с возникшими проблемами с полицией и таможней, в суде сейчас оспаривается около 900 таких дел.
 
 
И прогнозы на будущее – неутешительные: эксперты считают, что больше не будет никаких продлений, ни утверждения законопроекта №3704 (от нардепа Марьяна Заблоцкого), ни правок в №5600, и история с евробляхами просто закончится.
 
"Не хотелось бы комментировать услуги, которые кто-либо предлагает. Но так или иначе я считаю, что те, кто подходили под условия закона – машины старше 5 лет, с соответствующим евростандартом и т.д., и кто хотел – растаможились. Далее, считаю, страницу евроблях нужно перевернуть и смотреть на нее с точки зрения этапа в истории украинского автомобильного рынка", – резюмирует Бучацкий.
 
Он считает, что если в последующем в их сфере будут возникать какие-то проблемы с другими категориями автомобилей, которые не были урегулированы законопроектами, решать их нужно в первую очередь с точки зрения авторынка, а не отдельно взятой группы.