На общественное обсуждение вынесен законопроект о местном референдуме.
На днях первый вице-спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук презентовал и представил на общественное обсуждение законопроект о народовластии на местах..
 
"Местный референдум – это, по сути, правовой механизм разрешения спорных вопросов, конфликтных ситуаций на уровне территориальных громад. Если такого механизма нет, то люди вынуждены применять другие формы выражения своей позиции, в частности – прибегать к протестным движениям, митингам, демонстрациям и т.д. Благодаря местным референдумам конфликтные вопросы могут разрешаться громадой другим конструктивным способом", - сказал Руслан Стефанчук.
 
 
Все желающие могут озвучивать свои предложения к законопроекту до 11 апреля (отправить на электронную почту  localreferendum@gmail.com, авт.).
.
Как в случае принятия данного законопроекта можно будет применять механизм народного волеизъявления?
 
Переименовать улицу и отправить в отставку мэра
В законопроекте очерчен перечень вопросов, которые можно выносить на местный референдум. Итак, жители ОТГ на местном референдуме могут проголосовать за выражение недоверия местному совету и (или) сельскому, поселковому, городскому главе. И чтобы мэр досрочно ушел в отставку, необходимо, чтобы за такое решение проголосовали 50%+1 избиратель, принявших участие в референдуме.
 
Народу хотят предоставить право голосовать за потерю силы нормативно-правовых актов органа местного самоуправления или отдельного его положения. По сути, украинцы смогут инициировать, к примеру, отмену переименования конкретных улиц в родной ОТГ, предоставление земельных участков определенным лицам, а также пересматривать вопрос зарплаты и т.д.
 
.
 
Предметом местного референдума может стать утверждение программы развития территориальной общины или изменений в нее, а также "другой вопрос местного значения, отнесенный Конституцией и законами Украины к ведению территориальной общины, ее органов и должностных лиц".
 
Категорически нельзя выносить на местный референдум вопросы тарифов, налогообложения.
 
В один день можно провести референдум только по одному вопросы. Авторы законопроекта это объясняют техническими нюансами. Дело в том, что в избирательной комиссии должны быть представлены пропорционально сторонники и оппоненты конкретного референдума.
 
 
Соответственно, если референдумов 2-3 и более, то штат избиркома автоматически раздувается вдвое-втрое.
.
Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы ответ на них был "да" или "нет". Третий вариант - "воздержался" - не предусмотрен.
Все решения, принятые на референдуме, являются обязательными для исполнения.
 
Но! Итоги народного волеизъявления по одному и тому же вопросу можно изменить не ранее чем через три года со дня его принятия.
.
Только в октябре или марте и когда нет военного положения
Право инициировать местный референдум получат: мэр, сельский и поселковый глава, местный совет (большинством голосов) и территориальная община (не менее 10% избирателей).
 
Внимание! Чтобы никто не злоупотреблял проведением местных референдумов каждую неделю, в законопроекте четко выписаны даты, когда можно проводить волеизъявление. Это можно сделать только в последнее воскресенье марта или октября – все!
 
 
Инициирование, назначение и проведение местного референдума строго-настрого запрещается, если в Украине или на территории, где планируют проводить референдум, введено военное или чрезвычайное положение, а также в течение 30 дней после его отмены.
 
Право голоса на местном референдуме хотят предоставить всем лицам, которые на день проведения волеизъявления достигли 18 лет и зарегистрированы в ОТГ, где проводится референдум. Как и на местных, парламентских и президентских выборах, голосование на местном референдуме – тайное. За разглашение тайны волеизъявления – штраф!
 
А кто и сколько заплатит за праздник демократии?
Предполагается, что местные референдумы будут проводиться за счет местного бюджета, а также из фондов субъектов процесса референдума.
.
Какие это будут конкретно суммы, еще не известно. Законодатели хотят обязать ЦИК разработать методику определения стоимости затрат на подготовку и проведение местного референдума. При этом должно учитываться количество зарегистрированных избирателей в соответствующей громаде и размер минимальной заработной платы.
 

 
Затем в игру включаются местные избирательные комиссии. Они-то и просчитывают, во сколько обойдется организация и проведение местного референдума. Более того, этот "ценник" автоматом закладывают в смету ОТГ на следующий год (вдруг еще нужно будет провести референдум).
 
А теперь что касается фондов субъектов процесса референдума. Каждое волеизъявление будет сопровождаться агитацией со стороны сторонников и оппонентов референдума. Каждая сторона имеет право открыть счет и наполнять его добровольными пожертвованиями.
 
Потом эти деньги пойдут на агитацию. Законопроектом предусмотрено, что эти фонды не могут быть безразмерными. Для ОТГ с количеством до 10 тысяч избирателей – не больше 50 минимальных зарплат (на сегодня это 300 тысяч гривен). Если в ОТГ количество избирателей от 10 до 500 тысяч избирателей, то фонд на агитацию может быть до 250 "минималок", то есть 1,5 миллиона гривен. В ОТГ с численностью избирателей свыше 500 тысяч избирателей, сторонники и оппоненты референдума могут собирать в свои фонды до 3 миллионов гривен.
 
 
 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ ТИПИЧНЫЙ ХЕРСОН: Дорого-богато: мэр Херсона сделал ремонт в своем кабинете. Фото