Все меньшее количество украинцев покупают натуральные шубы, что привело к банкротству производителей на фоне пандемии. Сейчас спрос понемногу возвращается, но извне. Наши же покупатели – экономят
Продажи меховых изделий в Украине за последние несколько лет упали минимум вдвое. Ситуацию обострила пандемия, мировые тренды по защите животных, а также экономический фактор. Все это позволило производителям искусственных шуб стать полноценными игроками рынка.
 
Однако на фоне того, что фермы по выращиванию пушнины закрываются, и натуральный мех становится дефицитом, уже в этом году о себе смог заявить новый тренд – перепошив старых шуб. А интерес к украинской продукции стал проявлять иностранный покупатель.
UBR.ua разбирался в ситуации внутри меховой индустрии страны.
 
 
Мировая статистика
Согласно данным международной аналитической компании Euromonitor International, рост мирового производства изделий из натурального меха за период 2021-2022 гг. составит всего 1,8%, в то время как еще в 2020-2021 гг. – 9,2%, а годами ранее – в 2019-2020 гг. – 3,9%.
 
В то же время скачок, который наблюдался у продукции из искусственного меха в 2020-2021 гг. (7,5%), также пошел на спад: в 2021-2022 гг. он вернется к показателям 2019-2020 гг. – 0,6%. Таким образом, использование любого вида меха в целом пошло на спад.
                                
Причины спада интереса к натуральным шубам
Мировые тенденции неминуемо сказались и на Украине. Продавцы изделий из натурального меха сетуют на масс-маркет, который диктует тренды на альтернативные виды шуб, тем самым сильно перебивая цены на верхнюю одежду.
 
"Спрос на натуральные шубы с 2018 года сильно уменьшился, продажи упали приблизительно в 2-3 раза. Причины – в отказе от меховых изделий, модных тенденциях и коронавирусе. Никто не уверен в завтрашнем дне. Также глобально прослеживается неплатежеспособность населения", – делится с UBR.ua своими наблюдениями владелица бутика меховых изделий AlexaMex Александра Яременко.
 
.
 
Тем не менее в этом году интерес со стороны покупателей, по ее словам, немного оживился и, таким образом, продавец смог реализовать на 30% больше изделий, чем в прошлом году. Однако многое будет зависеть и от погоды: украинки реже покупают мех из-за того, что зимы стали теплее и они не хотят тратиться, чтобы носить его всего месяц в году.
"Очень надеюсь на положительный результат для нашего бизнеса, но прогноз будет напрямую зависеть от температуры на термометре", – подчеркивает она.
 
Новая жизнь старой шубе  
По словам президента Меховой ассоциации Украины и владелицы мехового бренда Mehov Алены Коцарь, несмотря на то, что с 2018 года около 10% спроса на мех в Украине ежегодно отпадает в связи с глобальными трендами, появились и активно развиваются новые направления. Среди них – перекрои и рестайлинги старых изделий, в том числе из секонд-хенда.
 
"Интерес к меху понемногу возобновляется, поскольку людям стала интересна тема осознанного потребления. В 2021 году люди заказывали себе индивидуально изделия, приносили свои старые шубы в перекрой, потому что хотят носить натуральное. Тенденция пошла вверх, но предложений стало меньше", – уточняет Коцарь.
Поскольку в Европе закрылось много меховых ферм, а в Канаде прекратил работу большой аукцион, сырья стало в разы меньше. Теперь производители поставлены в условия, которые стимулируют их аккуратнее обращаться с исходниками.
Тем более сейчас под вопросом существование аукциона в Копенгагене – одного из самых больших аукционов, где продавали норку.
 
 
Кого поштормило, а кто – в плюсе 
Украинские меховщики, в свою очередь, также перестали шить наперед большие коллекции, предпочитая изготовить меньше и далее смотреть по наличию заказов.
Наибольшие потери ощутили производители, которые занимались большими продажами за границу – Россию, Казахстан и куда ранее массово отправлялись такие изделия, как шапки и меховые парки. В силу экономических причин многие из них прекратили деятельность.
"Соответственно, количество сырья упало, но мы прослеживаем, что спрос на фоне этого растет", – говорит Алена Коцарь.
 
По ее словам, активнее украинскими брендами стали интересоваться и иностранцы, из-за соотношения цена-качество. Так, Балканские страны, Словакия, Словения стали частыми покупателями. В ассоциации это связывают с ростом уровня жизни там.
 
А в последние два года спрос на меховые изделия замечен и со стороны мужчин, но идет он также в основном также из-за границы. 
Иностранные клиенты в основном делают покупки онлайн. В то же время туристы из арабских стран ожиданий украинских производителей не оправдали – этот сегмент им оказался неинтересен.
Эксперты подчеркивают, что мировой тренд отказа от натурального меха в пользу искусственного, тем не менее, в Украине прослеживается очень ощутимо.
 
 
Искусственные шубы покупают из-за цены
Однако, со слов аналитиков компании Grand Furs, которая производит т.н. экошубы из искусственного меха, вопрос защиты животных при покупке таких изделий у украинского потребителя не на первом месте.
 
"Для нашего производства – это веский аспект, мы сотрудничаем с PETA. Но клиентам это не важно, им важно просто то, что это – модно, нормально, что это – хорошая одежда, а что там защищается-не защищается у них уже на втором плане, как дополнительная "плюшка". Но хоть так, методом популяризации экошуб, фермы по разведению зверей будут закрываться", – комментируют UBR.ua в компании.
 
К слову, еще 10 лет назад клиенты покупали искусственную шубу, чтобы выдать ее за натуральную. А некоторые люди не могли поверить, что смогли ухватить изделие по такой низкой цене, однако при доставке курьером хватались за сердце, когда узнавали, что значит приставка "эко" и что шуба из искусственного меха.
"Сейчас амбассадорами этого движения являются мировые звезды, крупные дома мод, которые тоже отказываются от меховых изделий, поэтому людям уже не приходится объяснять, что это такое. И они уже не стыдятся. Если раньше казалось: искусственная шуба, ну как? А сейчас это абсолютно нормально, естественно, как пальто или куртка", – уточняют в Grand Furs.
 

 
Хотя конкурентами натуральных шуб себя там все же не считают, а товар называют самодостаточным, но также подчеркивают, что Украина – страна небогатая, поэтому объективно именно поэтому экошубы и смогли найти своего массового потребителя у нас.
 
Покупатели разделились: кто берет шубы
Основная аудитория натуральных шуб – это девушки, женщины 25-45 лет, которые имеют свое дело, сосредоточенные на качестве, а не количестве, которые не часто одеваются в масс-маркет и остаются в нише. А вот покупателей, которые "всегда мечтали о шубе", как раз становится все меньше ввиду изменения стереотипов.
 
В среднем ходовая модель шубы из искусственного меха обойдется в 3 тыс. грн. Поскольку сырье научились делать мягким, плотным и износоустойчивым, то изделие из качественного материала можно будет относить минимум пять сезонов.
За изделие из натурального меха выложить придется в среднем $1000-2000, но есть варианты и по $10 000, что также зависит от сырья. В носке такие изделия сроком не ограничены.
 
 
"Сейчас будут отрабатывать те складские запасы сырья, которые есть у производителей.  В целом шуба станет более редкой, а цена вырастет, поскольку стоимость меха на аукционе поднимается из-за недостатка сырья", – подытожили в Меховой ассоциации.
Там также прогнозируют, что крупные производители в Китае, Греции и Турции будут вынуждены более осознанно изготавливать свои изделия. И на фоне глобального тренда на "антимех" остаться смогут только те компании, у которых есть свое видение, цель и покупатель.