Участники рынка заявили, что украинский рынок стремительно развивается и на нем есть место для мощных зарубежных игроков, например, для Lidl
Украинский продуктовый ритейл потрясла новость о возможном выходе на наш рынок немецкого гиганта – Lidl.
Причем некоторые эксперты отмечают, что произойти это может за счет покупки местного лидера – сети дискаунтеров АТБ.
 
О чем молчат АТБ и Lidl
От своего источника на ритейл-рынке редакции UBR.ua стало известно, что топ-менеджеры обеих компаний контактировали между собой и вели деловую переписку. Правда, о чем именно, пока неизвестно. Возможно, речь шла о потенциальном выходе Lidl в Украину, в том числе и путем приобретения сети АТБ, предположил наш собеседник.
 
 
В пресс-службе АТБ от комментариев воздержались. А в отделе коммуникаций немецкой компании на запрос ответили сдержанно.
 
"Lidl постоянно изучает потенциальные цели расширения и анализирует местные рыночные условия и возможности клиентов", – заявили в пресс-службе Lidl, отметив, что "в настоящее время не могут комментировать потенциальные страны, местоположения магазинов или даты открытия".
В дальнейшем немецкий ритейлер пообещал "держать сотрудников и заинтересованные стороны в курсе событий по мере необходимости".
 
Есть место для экспансии
Проект-менеджер Fruit-Inform Александр Хорев заявил в разговоре, что на украинском рынке продуктового ритейла возможно появление иностранных игроков. "При условии более-менее стабильной экономической и геополитической ситуации", – отметил он.
 
.
 
По его словам, если "прямые военные действия" не будут угрожать суверенитету Украины, то стоит ожидать экспансии.
"В Польше все крупные ритейлеры – западные, и они идут все дальше на восток", – отмечает Хорев. Эти компании умеют работать и многим могут своим примером показать, как нужно развиваться, констатировал он.
 
Справедливости ради нужно отметить успехи местных игроков, подчеркнул проект-менеджер Fruit-Inform. Особенно после введения в марте 2020 года жесткого карантина в связи с пандемией Covid-19, когда ритейл стал для украинцев единственным источником как продуктов, так и других товаров первой необходимости.
 
Fozzy Group, еще один крупный местный игрок (сети "Сильпо", Le Silpo, "Фора" и thrash!, гипермаркеты Fozzy), воздержался от комментариев по поводу слухов о возможном выходе Lidl в Украину, но в целом там подметили положительное влияние конкуренции на отечественный ритейл.
Если все же сделка состоится, в выигрыше окажутся отечественные покупатели.
 
 
"Fozzy Group поддерживает развитие конкуренции, поскольку это будет способствовать совершенствованию технологической базы, появлению новых знаний и дополнительного опыта, и, главное – улучшению выбора для наших гостей. Мы считаем, что приход системного европейского бизнеса – это позитивный сигнал для нашей страны и инвестиционной среды", – заявила пресс-служба группы в комментарии изданию.
В компании отметили, что рынок розничной торговли в Украине находится в стадии активного роста – на нем есть "несколько системных игроков с различными конкурентными моделями".
 
Перспективы Lidl в Украине
Один из собеседников, пожелавший остаться неназванным, предположил, что если западная компания планирует выйти на украинский рынок, то она должна планировать свою стратегию:
● как будет построена транспортная и складская логистика;
● как сотрудничать с поставщиками – это будут отечественные компании или же те, с которыми Lidl сотрудничает в других странах.
 
По словам нашего источника, Lidl пока не озвучил ответы на эти вопросы. Также нет понимания, как будет происходить экспансия, с кем она может конкурировать – с АТБ, "Сильпо", Auchan или другими игроками.
 
 
Для того, чтобы выйти на определенный уровень конкурентности, отметил наш собеседник, такому игроку, как Lidl, нужно достаточно времени. Он не сможет стать вровень с АТБ или "Сильпо" за месяц-два или даже год.
Кроме этого, нужно принимать во внимание особенности функционирования рынков в той или иной стране. В Украине, по сравнению с Польшей и Германией, другие условия – отличается законодательство и другие факторы, которые так или иначе влияют на развитие бизнеса.
 
В начале осени стало известно о том, что другой мощный немецкий дискаунтер Aldi зарегистрировал в Украине свою торговую марку. Это может свидетельствовать о намерении компании выйти на наш рынок продуктового ритейла.
 
По состоянию на октябрь 2021 года в сети АТБ насчитывалось 1270 магазинов. Компания задекларировала планы по ежегодному приросту на уровне от 120 до 150 торговых точек. В 2020 году общий финансовый показатель АТБ достиг 149,8 млрд грн, что на 18,2% превысило аналогичный показатель годом ранее.
.