Государство решило не насчитывать штрафы и пени за неоплаченные во время войны ЖКУ. Но в некоторых регионах планируют пойти дальше и полностью отменить начисление сумм в платежках на период военного положения
Власти Украины смягчили контроль за оплатой жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) на время войны. Однако после ее завершения проблему многомиллиардных задолженностей, и новых, и скопившихся еще до вторжения России, так или иначе придется разрешать.
 
Частично устранить ее решили в Харькове. Еще в начале апреля мэр города Игорь Терехов заявил, что харьковчане смогут не платить за предоставляемые городом ЖКУ до конца войны, а также что все сформированные с 24 февраля долги горожан будут списаны за счет средств местного бюджета.
UBR.ua разбирался, можно ли распространить опыт Харькова на другие города или даже применить на общегосударственном уровне.
 
 
Как проходит оплата за ЖКУ во время войны
Практически сразу после начала полномасштабной войны Кабинет министров запретил отключать потребителей от ЖКУ в случае неуплаты, начислять пени и штрафы на эту сумму, а также проводить принудительное взыскание задолженностей.
 
При этом представители властей неоднократно приветствовали добровольную оплату услуг теми потребителями, кто имеет соответствующую возможность. Прежде всего это необходимо для стабильной работы муниципальных предприятий, начисления ими заработных плат сотрудникам, закупки энергоресурсов. С другой стороны, по неоплаченным во время войны платежкам, скорее всего, нужно будет рассчитываться после отмены военного положения.
 
Показатели оплаты за ЖКУ отличаются в зависимости от региона. Как объяснял исполнительный директор Ассоциации городов Украины (АГУ) Александр Слобожан, наиболее сложная ситуация с оплатой обстоит там, где ведутся активные боевые действия и где часто отсутствует физическая возможность оплачивать счета.
 
.
 
По сравнению с такими областями даже временно оккупированные регионы имеют лучшую платежную статистику, утверждает директор АГУ: в них услуги предоставляются, а уровень оплаты составляет от 47 до 80% в зависимости от типа территориальной общины. Платят даже те люди, кто был вынужден выехать, отметил Слобожан.
 
По мнению директора АГУ, в отличие от зон временной оккупации и активных боевых действий, где властям можно было бы изменить систему оплаты в связи с возникшими обстоятельствами, в прифронтовых регионах и "глубоком тылу" она должна остаться прежней, так как ЖКУ здесь предоставляются в обычном порядке.
Впрочем, фактически уровень платежей уже снизился и в населенных пунктах, затронутых войной в меньшей степени, заявляют местные власти и частные энергосбытовые предприятия.
 
Например, в Черкассах с 24 февраля уровень оплаты за тепло и горячую воду снизился до 80% по сравнению с почти 100% в аналогичный период прошлого года, рассказывали "Суспільне" в "Черкассытеплокоммунэрго". До таких же показателей уменьшилась оплата водоснабжения жителями Черкасс. Также вдвое, до 18 млн грн, выросла задолженность населения за электроэнергию, говорят в "Черкассыэнергосбыте".
 
 
В то же время в Киеве, который на данный момент перестали активно обстреливать, за коммуналку рассчитываются 55% населения, заявлял 14 апреля мэр Виталий Кличко.
 
В Каменец-Подольском по итогам марта рассчитывались за газоснабжение 67,7% клиентов "Хмельницкгаз Сбыт", заявляли в компании. Уровень оплаты за потребленный газ в городе упал на 16% по сравнению с мартом 2021 года, а суммарный долг потребителей составил почти полмиллиарда гривен. Тем временем в Ровно уровень проплат за тепловую энергию после начала агрессии РФ упал до 65%, а задолженность населения перед компанией "Ровнотеплоэнерго" достигла 300 млн грн.
 
В до сих пор находящемся под интенсивными обстрелами вражеских войск Харькове, как уже упоминалось, власти разрешили не оплачивать коммунальные услуги до окончания войны – однако это послабление не коснулось электро- и газоснабжения, осуществляемого не муниципальными, а частными структурами.
 
 
Так, в "Харьковэнергосбыте" 24 апреля пожаловались, что нынешний уровень оплаты за электрическую энергию не позволяет предприятию в полном объеме закупать ресурс на рынке, что в свою очередь ставит под угрозу дальнейшие поставки э/э в Харькове и области. В феврале-марте уровень расчета за потребленное электричество клиентами компании составил 31%.
 
Спишут ли долги после войны
Как объяснил глава Союза потребителей коммунальных услуг (СПКУ) Олег Попенко, большинство коммунальных предприятий, в том числе облэнерго и операторы газораспределительных сетей, автоматически насчитывают сумму в платежках даже тем жителям, которые не потребляли услуги по причине отъезда либо из-за повреждения дома в результате войны.
 
"Программа не знает, разрушен ли дом. Огромное количество людей в Киевской области получили платежки за газ и электроэнергию, хотя их дома полностью уничтожены. Ведь реестра поврежденного жилья пока нет", – указал эксперт.
 

 
Государство уже запустило процедуру сбора информации о разрушенном жилье – после ее завершения и составления реестра уже насчитанные долги пострадавшим потребителям коммунальщики спишут. Платежки, выставленные по данным среднего за предыдущие периоды потребления уехавшим и не передававшим показатели счетчика жителям, также будут впоследствии пересмотрены исходя из действительных показателей, указал Попенко.
 
Тем не менее общий уровень задолженности украинцев перед коммунальщиками за время войны существенно увеличится. Как напомнил нам аналитик компании "Центр биржевых технологий" Максим Орищак, еще до войны, по итогам декабря 2021 года, граждане имели долг по всем статьям коммунальных услуг, а наиболее – за распределение газа (33,8 млрд грн) и снабжение тепловой энергией и горячей водой (26,6 млрд грн).
Сумма всех долгов составила 81,3 млрд грн. Всего за декабрь украинцы уплатили только 71% сумм, насчитанных в платежках.
 
Эксперт ЦБТ предположил, что для снижения многомиллиардных задолженностей государство может принять централизованное решение по уменьшению долгового бремени. Согласен с этим и Олег Попенко, однако он усомнился, что такое решение будет предполагать прощение всех долгов за коммуналку. Ведь фактически такое списание может произойти только за счет выделения средств из госбюджета. Вместе с тем сумма долгов, по оценкам Попенко, в результате войны вырастет до 100 млрд грн.
 
 
Вероятно, во многих случаях государство будет помогать муниципалитетам, особенно сильно пострадавшим от войны и не имеющим достаточных средств для применения "харьковской модели" по самостоятельному содержанию предприятий.
 
Например, как объяснял в интервью "Суспільне" мэр Чернигова Владислав Атрошенко, он инициировал переговоры с правительством о выделении 4,2 млрд грн государственного финансирования на содержание города до конца года – эти средства, в частности, позволили бы обеспечивать функционирование водоканала и других муниципальных предприятий в сфере ЖКХ, который сейчас из городской казны не финансируются.
 
Исходя из слов Атрошенко, таким образом в Чернигове можно было не начислять коммуналку на период от 1-2 кварталов до года и даже не брать за горожан за проезд в коммунальном транспорте. Однако реализация этого предложения все же не предполагает погашения предыдущих долгов.
 
 
Между тем их неуплата и дальнейшее накопление может поставить под угрозу предоставление услуг коммунальными предприятиями. Например, теплокоммунэнерго из-за долгов населения уже давно не могут рассчитаться в полном объеме с государственным НАК "Нафтогазом" и частными энергосбытовыми компаниями.
 
Как рассказывал в интервью телеканалу "Украина 24" глава налогового комитета Верховной Рады Данил Гетманцев, проблему задолженности государство осознает и пытается решить на двух направлениях. Во-первых, предотвратить дальнейший рост неуплаты за коммуналку можно благодаря сохранению тарифов на газ и электроэнергию на уровне прошлого года.
 
 
Стоит отметить, что тарифы на другие виды ЖКУ, такие как отопление и горячее водоснабжение, также будут зависеть от того, сможет ли государство сохранить прошлогодний уровень цен на энергетику для теплокоммунэнерго. В частности, об этом заявили в Киевсовете, где приняли решение не менять тарифы на горячую воду до 31 мая, но указали, что "дальнейшая корректировка стоимости будет зависеть от цен на газ, устанавливаемых на уровне государства".
 
Касательно того, что делать с уже сформированными долгами, у государства пока нет окончательного понимания – Гетманцев лишь заметил, что прорабатывается несколько моделей, но принята и реализована должна быть одна из них, "какая бы непопулярная она не была".
 
Олег Попенко в разговоре с нами решение о полном списании долгов не поддержал, указав на то, что у государства после войны будут более приоритетные задачи. Впрочем, по его мнению, властям доступны механизмы, с помощью которых можно одновременно решить сразу две задачи – и предотвратить накопление новых задолженностей, и обеспечить постепенное избавление от предыдущих.
 
 
Например, считает эксперт, выделяя средства на энергоэффективные мероприятия по модернизации жилого фонда, в том числе посредством госагентства "Энергосервис", потребитель сможет за счет разницы в уменьшении расхода энергоресурсов рассчитаться с предыдущими долгами.
 
"То есть такое финансирование будет работать на нескольких уровнях: за его счет будет модернизирован жилой фонд, погашена задолженность за ЖКУ, а после этого уже теплокоммунэнерго смогут рассчитаться за газ перед "Нафтогазом", – пояснил Попенко.
 
Впрочем, неизвестно, сколько времени необходимо для реализации указанной модели и хватит ли его до наступления серьезных проблем в энергоотрасли. Во всяком случае в Ассоциации городов Украины, говорил ее исполнительный директор Слобожан, сейчас настаивают на более быстрых мерах – освобождении коммунальных предприятий от НДС на время войны, а также на полном обнулении их предыдущих задолженностей перед государством и другими кредиторами.
.