Патрульная полиция уже неделю официально использует приборы для измерения скорости автомобилей TruCam. Но это пока был тестовый, хотя нигде законодательно и не закрепленный, период. То есть, если водитель превысил допущенную скорость, его останавливали и просто предупреждали и проводили разъяснительную работу, но штраф не выписывали.
 
Однако с 16 октября патрульные с TruCamами заработали в полноценном режиме и начали выписывать автомобилистам штрафы за превышение скоростного режима. Редакция разбиралась, насколько действенной будет работа новых полицейских со старыми приборами и может ли получивший штраф водитель каким-то образом обжаловать его.
 
 
Как это работает?
Итак, со стартом использования TruCamов пресс-служба Патрульной полиции опубликовала список дорог, где будут находиться измерители скорости. В основном, их расположили на дорогах государственного и международного значения. Однако есть два места в Киеве, где будут стоять полицейские с радарами. Это проспекты Победы и Бажана. Правда, водители скептически отнеслись к такой идее, так как на этих участках дорог и так не разгонишься из-за постоянных пробок.
 
 
В полиции объяснили, что скорость патрульные будут измерять только в тех местах, где есть предупреждающие знаки о фото- и видеофиксации нарушений. Там же должны стоять и полицейские авто с включенными проблесковыми маячками. Сам же TruCam имеет алгоритм шифрования AES, что делает невозможным стороннее вмешательство в его работу и соответственного исключает коррупционную составляющую.
 
.
 
В случае же превышения установленного скоростного режима в 50 км/ч водитель обязан заплатить штраф. Так, в случае превышения скорости более чем на 20 км/ч предусмотрен штраф в 255 гривен, если же превышение было больше, чем не 50 км/ч от установленной нормы, то заплатить нужно 510 гривен.  
 
"По закону все это должно происходить в автоматическом режиме. У нас же это в почти автоматическом режиме. То есть TruCam фиксирует, а полицейские дальше стоят и выписывают штрафы. "Письма счастья" сейчас невозможны, так как существует презумпция невиновности. Нужно сначала доказать, кто именно был за рулем. Доверенностей у нас нет. На моем транспортном средств может ехать, кто угодно. Если штраф придет на меня, а ехал, допустим, мой родственник, по Конституции я имеют право против него не свидетельствовать. Все, круг замкнулся", - объяснил  эксперт по безопасности движения Геннадий Мазепа.
 

Что делать, когда полиция остановила?

Водитель обязан остановиться по требованию полицейского. Соответствующий знак сотрудник Нацполиции может показать с помощью диска с красным сигналом, рукой, проблесковыми маячками на служебном авто или требование может прозвучать через громкоговоритель. При  том, что остановиться нужно в указанном полицейским месте или же там, где это не воспрещают правила дорожного движения. Также обязательно должна быть включена "аварийка". Ее отсутствие уже считается нарушением ПДД и можно получить штраф ничего, по сути, не сделав до этого во время движения.  
 
 
В законе "О Национальной полиции" не существует такой нормы, как причина остановки транспортного средства для "проверки документов". Полицейский обязан представиться и четко объяснить, почему остановил автомобиль со ссылкой на соответствующую нарушенную статью. Водитель же имеет право фиксировать происходящее на видеорегистратор или же с помощью камеры телефона.
 
Если мы говорим о нарушении скоростного режима, то в соответствии со статьей 268 КУоАП водитель в первую очередь имеет право ознакомиться с материалами дела, всеми доказательствами, на которые ссылается полицейский, включительно с фото- и видеодоказательствами. Также он имеет право требовать адвоката, и если ему будет в этом отказано, то подобное постановление можно обжаловать в суде на основании нарушения прав.
 
Если же водитель не согласен с вынесенным постановлением, то обязан указать все свои претензии в тексте постановления. Дальше вопрос решается уже в судебном порядке.
 
 

Как обжаловать постановление?

Как уже говорилось выше, водитель имеет полное право обжаловать выписанное ему постановление в суде. Но это обязательно нужно сделать на протяжении 10 дней с момента его вручения патрульными.
 
Давайте разберемся в ситуациях, которые могут послужить основанием для обращения в суд.
 
Первое, и, пожалуй, самое главное нарушение – это сам процесс оформления постановления. Сейчас действующий КоАП не требует оформление протокола, а водителю выписывается постановление по месту нарушения. Так, вот это самое место нарушения не значит непосредственно дорога, где оштрафовали водителя, а административно-территориальная единица. Также непосредственно во время оформления постановления на дороге нарушитель не имеет возможности обратиться за помощью к своему адвокату, а это уже нарушает его гражданские права. Об этом всем идет речь в решении Конституционного суда от 2015 года. И именно на основании всего вышеизложенного водитель может успешно обжаловать выписанный штраф в суде.
 

 
Еще одной лазейкой для обжалования штрафа мог бы стать сам TruCam, точнее зафиксированная им информация. Но он более совершенный, чем старые "Визири" и сделать это будет намного сложнее. В связи с этим на него ставку делать не нужно, так как его данные сыграют в пользу полицейского.
 
Ну и, конечно же, водитель может обратиться в суд, если не согласен с показаниями прибора и хочет отстоять свою правоту.
 
"Заявление подается в районный суд по месту регистрации, по месту жительства, либо по месту расположения органа полиции, сотрудник которого вынес постановление. В заявление нужно внести свои данные. Сюда входят: ФИО, адрес регистрации, если отличается – адрес фактического проживания, ИНН, номер телефона и, при наличии, адрес электронной почты. Также должны быть данные полицейского – как ответчика. Нужно внести указанные в постановлении статью КоАП (в данном случае ч.1 или ч.3 ст.122) и нарушенный пункт ПДД. Описать причины, по которым не согласны с нарушением. Распечатать в двух экземплярах, подписать, приложить копии (с собственноручной надписью: "З оригіналом згідно", датой и подписью) самого обжалуемого постановления. Отправить заказным письмом на адрес суда или сдать в канцелярию", - объяснил в своем Facebook автоюрист Вадим Володарский.
 
 
Есть еще один момент, который стоит помнить и который поможет выиграть подобное дело. В статье 77 кодекса административного судопроизводства идет речь о том, что доказать правомерность своего решения должен "субъект властных полномочий". Иными словами это полицейский Н., зафиксировавший нарушение и выписавший штраф. Но зачастую они просто не являются на судебные заседания. Судам в случае неявки ответчика ничего иного не остается, как аннулировать штраф.
 
"В любом случае водитель может обратиться в суд. С TruCamами есть проблема. Это устройство, которое может фиксировать скорость остановки, и это было на тестах. Можно обжаловать решение, если на снимке есть несколько транспортных средств, но только в том случае, если он еще не оплатил штраф. Также водитель может обжаловать только действия конкретного полицейского, но не подать иск против Национальной полиции", - указал Мазепа.
 
Получается, что радары контроля скорости все же помогут снизить уровень аварийности на особо опасных участках дорог, где будут стоять полицейские. Но наше законодательство так устроено, что даже неправый водитель может обжаловать постановление, когда непосредственный полицейский-ответчик не явится в суд. Тем более, мы, к сожалению, совсем не застрахованы от того, что наша новая патрульная полиция не превратиться в старых сотрудников ГАИ.