Земельный участок, который находится в частной собственности граждан либо юридических лиц, в отдельных случаях может быть принудительно отчужден в пользу государства. Однако такое отчуждение может быть применено только как исключение с соблюдением определенной процедуры.
 
Об этом идет речь в Законе "Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости". Согласно вышеуказанного Закона, принудительное отчуждение земельного участка допускается по мотивам общественной необходимости при условии предварительного и полного возмещения его стоимости на основании и в порядке, установленных законом.
 
 
При этом изъятию земельного участка для общественных нужд должен предшествовать процесс получения согласия собственника на ее выкуп для указанных целей. Если же такого согласия нет, то отчуждение возможно только по решению суда.
 
Как гласит статья 7 Закона, отчуждать земельный участок в принудительном порядке могут только для следующих нужд:
.
● обеспечения национальной безопасности и обороны;
.
● строительства, капремонта, реконструкции и обслуживания линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, мостов, эстакад, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, аэропортов, нефтяных и газовых терминалов, электростанций) и объектов, необходимых для их эксплуатации;
.
● строительства объектов, связанных с добычей полезных ископаемых общегосударственного значения;
.
● строительства защитных гидротехнических сооружений;
.
● создания городских парков, строительства дошкольных учебных заведений, площадок отдыха, стадионов и кладбищ;
.
● размещения объектов природно-заповедного фонда.
 
Порядок принудительного отчуждения земельных участков по мотивам общественной необходимости может осуществляться двумя способами:
● путем определения выкупной цены;
● путем передачи в собственность другого равноценного земельного участка, если иное не согласовано с владельцем отчуждаемого земельного участка.
.
В свою очередь, согласно ст. 16 Закона, порядок принудительного отчуждения земельных участков по мотивам общественной необходимости выглядит следующим образом:
.
● Обращение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, который принял решение об отчуждении земельного участка, в административный суд с иском о принудительном отчуждении (в случае недостижения согласия с владельцем такого участка относительно его выкупа для общественных нужд).
.
● Принятие решения административным судом о принудительном отчуждении земельного участка. Удовлетворение иска представляется возможным в случае, если истец докажет, что строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов, под размещение которых отчуждается соответствующее имущество, невозможно без прекращения права собственности на такое имущество предыдущего владельца.
 
.
 
● Государственная регистрация права собственности государства или территориальной общины на земельный участок, которая осуществляется на основании решения суда о принудительном отчуждении земельного участка, а также документов, подтверждающих предварительную и полную уплату бывшему собственнику выкупной цены или государственную регистрацию права собственности на земельный участок, предоставленный взамен отчужденного.
 
Административный суд рассматривает дела о принудительном отчуждении земельного участка в течение двух месяцев со дня поступления искового заявления. В случае удовлетворения исковых требований решением суда определяется выкупная цена и порядок ее выплаты, а также перечень и порядок предоставления участка взамен отчужденного.
 
Одновременно с удовлетворением исковых требований о принудительном отчуждении земельного участка по мотивам общественной необходимости, суд может также удовлетворить требования о сносе жилого дома, который размещен на таком земельном участке..
 
 

Как уберечь участок от мошенников после запуска рынка земли: в Минюсте дали важные советы

Уже с 1 июля вступает в силу Закон, который открывает рынок земли в Украине. Это позволит гражданам свободно покупать и продавать земли сельскохозяйственного назначения, которые принадлежат им на праве частной собственности..
 
Однако, к этому событию должно быть готово не только государство, но и владельцы земельных участков. В Министерстве юстиции особое внимание украинцев обращают на несколько моментов накануне запуска рынка земли.
 
Как говорится в сообщении ведомства, владельцам земельных участков рекомендуется придерживаться двух правил:
● Позаботьтесь о присвоении земельному участку кадастрового номера. Это так называемый аграрный паспорт для земли и без такого кадастрового номера невозможно будет осуществить ни одной юридической операции с землей.
● Позаботьтесь, чтобы вещные права на земельный участок, то есть аренда или собственность, были обязательно внесены в сведения Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.
 
 
"У большинства людей право на землю находится только на бумажных носителях. А это – открытый путь для мошенников, которые могут подделать документы и обратиться, например, к нотариусу с подделанным документом. Кроме того, когда нет оцифрованных данных в реестре, никто не знает, кто владелец, кроме того органа, который выдавал документ, в архиве которого находится второй экземпляр документа", - информируют в Минюсте.
 
Об оцифровке данных можно позаботиться и до 1 июля, и после этой даты. Поэтому гражданам рекомендуют обратиться с имеющимися документами на земельный участок к нотариусу или к государственному регистратору и позаботиться о внесении данных в соответствующий реестр.
.
В Минюсте также особое внимание обращают на "рейдерство" - оно не определено законодательством, однако случается в реальной жизни. Может быть два вида рейдерства:
 "Регистрационное рейдерство", когда государственным регистратором осуществлено незаконное регистрационное действие. Тогда человеку надо обращаться с жалобой на действия государственных регистраторов в Министерство юстиции, в Офис противодействия рейдерству.
.
● На основании подделки документов. В этом случае стоит обращаться в Национальную полицию. Это уже мошенничество, которое должно быть расследовано ка уголовное дело. Теперь Министерство юстиции не имеет полномочий реагировать на такие нарушения.
.
Несколько более сложная ситуация в реестре недвижимости, поскольку объектов недвижимости больше, чем бизнеса. И теперь есть проблема с накоплением карантинных жалоб.
.
"Подделка документов случается только тогда, когда граждане не позаботились об оцифровке прав. Поэтому в действительности очень просто самому себя защитить для того, чтобы потом не обращаться ни в Офис противодействия рейдерства, ни в Национальную полицию. Соблюдение правил имущественной гигиены — это, действительно, взнос каждого украинца в будущее собственности в Украине", - резюмируют в ведомстве.