Обсуждение поднятия цен на проезд в херсонских маршрутках больше напоминало базар, нежели конструктивный диалог.
 
Данный проект решения должны были рассматривать еще в октябре. Но тогда общественные слушания отменили и перенесли на неопределенный срок. Касается это решение повышения стоимости проезда в маршрутках. Новой ценой предлагают сделать 2,50, а ночные рейсы – по 5 гривень. Запомните эти цифры.
Инициаторами проведения общественных слушаний стали фирмы-перевозчики. Они написали письмо в горисполком, под которым подписались около 300 водителей. Просили – получайте.
 
 
Вступительное слово взял представитель инициативной группы. Рассказал, что из-за плохих дорог автобусы быстро ломаются, запчасти дорогие, топливо подорожало в два раза. Да и кредиты за эти самые автобусы нужно выплачивать. И проезд за 2 гривни все эти расходы аж никак не покрывает, люди работают себе в убыток. Но выход есть! По словам докладчика, который представился Виталием Наглядюком, люди должны ездить в маршрутках…за 4 гривни. И тогда все будет хорошо. У перевозчиков и водителей.
 
Озвученная цифра сработала, как красная тряпка на быка. Люди стали громко возмущаться и требовать слова, чтобы высказаться. Пассажиры кричали, что это грабеж средь бела дня. Водители жаловались на высокие налоги и на то, что должны всем и вся за запчасти и кредиты. И что у них тоже есть дети, их нужно кормить. Один из предпринимателей, занимающийся этим бизнесом, предложил взять у него в аренду двухкамерный холодильник. Потому что из продуктов у него только картошка и лук.
 
Слово взял представитель фирмы-перевозчика “Иксора” Игорь Крапко. Он рассказал, что один новый автобус стоит около 300 тысяч гривень, что водители трудятся по 16-18 часов. И за свою работу в день зарабатывают 100 гривень. Поэтому проезд нужно сделать хотя бы по 3 гривни. После кто-то предложил дифференцировать тарифы. То есть, стоимость проезда должна зависеть от длительности поездки. Как в соседнем Николаеве или Одессе.
 
.
 
Херсонцы попросили перевозчиков предоставить расчеты стоимости проезда. Но их послали… в горисполком. Якобы вся информация есть там.
 
Все это бурное обсуждение длилось более двух часов и на крайне повышенных тонах.
 
А теперь вернемся к повестке дня. В проекте решения четко указана цифра, которую громада должна была обсудить. Это 2,50 гривни. Не 3, не 4, не 10! Это раз. Во-вторых, громада, в принципе, готова пойти навстречу водителям. Но только перевозчики должны предоставить расчеты, почему именно поездка, например, с Шуменского на Остров должна стоить 4 гривни. А не просто сотрясать воздух жалобами на жизнь и дорогое топливо. Те, кто пользуется общественным транспортом, – не самые богатые люди города. Со стороны эти слушания выглядели как разговор двух нищих. Один упорно доказывал другому, что он беднее.
 
 
Но есть еще один нюанс. Когда слушания закончились, ваш корреспондент пообщалась с одним из предпринимателей. У Виталия два автобуса. Найти на них водителей он не может – никто не хочет работать за такие копейки. Еще один корень зла – налоги. За прошлый месяц прибыль Виталия составила 2300 гривень. А налогов он заплатил 2400. Но и это даже не главное. На фирмах-перевозчиках есть такое понятие как “путевка”. Она дает право водителю вообще работать на маршруте. Стоит она от 2500 до 4000 гривень. Вот и выходит, что водитель 25 дней в месяц трудится, чтобы заплатить эту самую путевку. А в остальные пять дней пытается заработать себе.
 
Платят “путевку”, естественно, неофициально. Она есть и в других городах. Но только в Херсоне путевка стоит дороже, чем в Николаеве, Одессе и даже Киеве. Так может, перевозчикам просто нужно умерить свои непомерные аппетиты? Хотя сами перевозчики отрицают ее существование, водители открыто об этом рассказывают. Кроме этого, Виталий пожаловался на поборы ГАИ.
 
– Приезжает один и тот же человек на конечную остановку. И тут же составляет протоколы о неисправности машин. Хотя мои автобусы в порядке. Решение этого вопроса стоит 150 гривень,– открыто рассказывает Виталий.
 
 
Возникает вопрос о легитимности самих слушаний. Дело в том, что участие в них могут принимать только жители Херсона. Но регистрацию участников никто не проводил и прописку никто не спрашивал. Начальник городского управления транспорта Юрий Христич на сессии горсовета заявил, что для проведения общественных слушаний нужно распоряжение городского головы. Такового не было. Поэтому дискуссия прошлого понедельника – нелигимна.