Пандемия коронавируса ускорила негативные тенденции, которые можно наблюдать в производстве обуви и одежды в Украине за последние пять лет. Об этом UBR.ua заявил глава ОО "Укркожобувьпром" Александр Бородыня.
По его словам, "всему виной" контрабанда и серый импорт – именно по таким схемам осуществляется ввоз обуви в нашу страну.
 
Завозят по дешевке
Самое распространенное правонарушение – занижение таможенной стоимости. С начала 2020 года в Украине ввезено 50 млн пар обуви со средней таможенной стоимостью $3 (за пару).
Но если такова таможенная стоимость, то в магазинах цена за пару обуви не должна превышать $6-8. Фактически это контрабанда, подчеркнул Александр Бородыня.
 
 
В начале 2020 года наблюдалось проседание завоза обуви в Украину. Но с июня-августа объемы вернулись к показателям 2018-го.
"Это говорит о том, что в принципе некоторый спрос на обувь на украинском рынке есть и этот спрос "закрывается" вот этим контрабандным импортом", – отметил эксперт.
 
Украинский производитель объективно не способен конкурировать с контрабандой, ведь он платит налоги, несет социальные обязательства, объяснил глава "Укркожобувьпрома".
Поэтому подобная ситуация "бьет очень сильно", причем не только по производителям обуви, но и по производителям товаров народного потребления.
 
Данное утверждение справедливо и по отношению к производителям одежды. В Украине эта индустрия держится на "двух китах". Первый – производство для внутреннего рынка, а второй – работа на экспорт по так называемой давальческой схеме.
Участники рынка рассказывали Александру Бородыне летом 2020 года, что коронавирус "помог на законных основаниях" отправить сотрудников в отпуски за собственный счет на длительные сроки.
 
.
 
"Если бы не было коронавируса, этих людей все равно бы уволили, и уволили бы с концами…", – отметил Александр Бородыня. По его словам, с тех пор ситуация в отрасли "еще больше ухудшилась".
 
"Очень просто решить проблему контрабанды и "серого" ввоза на таможне, в том числе и коррупции на таможне… причем это простые и законные методы", – убежден Александр Бородыня. Но, подчеркнул он, для этого нужно иметь "одну простую штуку – политическую волю".
Он подверг критике решение правительства о запрете работы магазинов промышленных товаров во время локдауна.
 
"Нельзя этого делать, нельзя, пускай магазины работают, потому что в магазинах несложно обеспечить санитарные условия", – подчеркнул он. Отметив, что вещевые рынки нужно запретить, потому что там "это сделать невозможно".
 
 
Коронакризис ударил по fashion-индустрии
По предварительным данным, падение производства в отечественной легкой промышленности за 2020 год составило до 9%. Снижение экспорта была в пределах 8-9%, а импорта – 5%. Об этом  сообщила президент-председатель правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности "Укрлегпром" Татьяна Изовит.
"Для индустрии это – существенно", – подчеркнула она.
 
По ее словам, потребительская корзина – в том числе и расходы на одежду и обувь – сократилась не только в Украине, но и во всем мире. Покупатели переориентировались на продукцию более домашнего и спортивного направления.
 
Пандемия и "дистанционка" подстегнула производство домашнего текстиля, спортивной одежды, а также одежды формата casual.
Прошлый год показал, что легкая промышленность, куда входят еще 15 подотраслей и которая является основой fashion-индустрии, является важной частью национальной безопасности.
 
 
Ведь именно участники этого рынка на старте 2020 года начали обеспечивать страну масками и другими средствами индивидуальной защиты. Поэтому правительству стоило бы поддержать легпром и принять стимулирующие отрасль нормативные акты.
 
Например, освободить от уплаты налога на добавленную стоимость импорт оборудования, которое не производится в нашей стране, разрешить направлять налог на прибыль на развитие производства.
 
 

 
Фопы – с вещами на выход
Необходимо унифицировать таможенные ставки на сырье и материалы для легкой промышленности, уверены эксперты рынка.
"К сожалению, мы – импортозависимы, к сожалению, мы не производим хлопок, у нас нет ниток, пряжу мы не изготавливаем…", – отметила Изовит. Поэтому нужно "обнулить" таможенные ставки на эти виды импорта, что в том числе уберет и коррупционную составляющую.
 
По ее словам, остро стоит вопрос секонд-хенда и торговли импортными товарами – эта "отрасль" работает в нашей стране "без учета и контроля".
 
Такое положение дел ставит торговцев и отечественных производителей в неравные условия – ведь последние платят налоги и учитывают каждую единицу товара. Для решения данной проблемы Татьяна Изовит считает необходимым принять важные нормативные изменения.
Например, запретить "фопам" заниматься торговлей одеждой и обувью. Соответствующие законопроекты уже направлены на рассмотрение Верховной Рады, но, посетовала она, пока не приняты.
 
 
Онлайн помогает выжить
Пандемия форсировала те изменения, которые происходят в последние годы в поведении потребителя и в ритейле в целом.
"Среди ключевых трендов – мультиканальнисть и прозрачность", – рассказала UBR.ua директор по маркетингу Intertop Ukraine (входит в группу компаний MTI) Мария Самплавская.
 
По ее словам, существенную долю продаж Intertop Ukraine составили "именно мультиканальное сценарии" – сайт, приложение и др. В 2019-м на них пришлось 26%, а в 2020-м этот показатель вырос до 40% и продолжает увеличиваться.
Она отметила "широкое присутствие ритейлеров в социальных медиа". Это вывело взаимодействие потребителей с брендами на совершенно новый уровень.
 
"В таких условиях выигрывают бренды, которые могут себе позволить ничего не скрывать от потребителей. Теперь на выбор влияет не столько цена, сколько миссия и ценности компании, ее открытость к общению, социальная и экологическая ответственность. Крепко укоренила сознательный шопинг пандемия, вызвав глобальное беспокойство о будущем", – подчеркнула Мария Самплавская.