По причине сплетения многих факторов, включая рост спроса, средняя цена сжиженного газа (LPG) в Украине доползла до 18 грн/л, обновив рекорд последних четырех лет.
Примечательно, что произошло это не из-за сбоев в поставках или дефицита. Ресурс стремительно дорожает во всем мире. И Украину такая тенденция, как видно по стелам АЗС, не обошла.
                                                                
Психологическая отметка
Аналитик "консалтинговой группы А-95" Артем Куюн для НВ Бизнес приводит среди причин повышения стоимости автогаза две главные. Во-первых, существенным фактором оказался рост цен на "черное золото": в июле-августе 2021-го цены на Brent превысили $70/барр. впервые с конца 2018 года и потянули за собой все производные нефти. В том числе – и LPG.
 
При этом не стоит думать, что цены на нефть и автогаз настолько связаны. По его словам, при сопоставимой стоимости, в августе 2018-го тонна LPG "в Северно-Западной Европе и Средиземноморье стоила на 13% меньше, чем сейчас. А в Польше газ был дешевле на четверть". Так нелинейно LPG дорожает из-за разной структуры потребления.
 
 
В мире LPG в основном потребляют не автомобилисты, а домохозяйства и нефтехимия.
 
Эти сектора и диктуют глобальный спрос на LPG. Повлиял, конечно же, и карантин. Жители многих стран оказались дома в изоляции, а значит – увеличили и потребление автогаза в баллонах, используя его для отопления и готовки.
 
Стоит ли винить нефть
Именно широкое потребление этого вида горючего домохозяйствами в других странах и стало вторым фактором роста цен на ресурс в Украине. Бытовое потребление сжиженного газа в этих государствах диктует глобальный спрос. Насчет первой причины с Куюном согласился в разговоре гендиректор сети АЗС SunOil Леонид Косянчук. Но тут же добавил, что ориентироваться на цену нефти невозможно.
 
.
 
"При ее переработке сжиженного газа получается не больше 4%. Зависимость крайне небольшая. Но в иных странах стоимость LPG во многом зависит от потребления домохозяйствами и нефтехимией. В Европе на автогазе ездят те, кто опекается экологией. Но разговоры о меньшем вреде газа – это миф", – говорит он.
 
Если в автомобиле неправильно настроена газобаллонная система, выброс формальдегидов при езде на автогазе может превышать загрязнения при использовании бензина.
К слову, одной из причин подорожания автогаза является и разгар отпускного сезона, когда водители запасаются этим видом топлива для путешествий.
 
Еще один фактор подорожания LPG, на который обращают внимание эксперты, – трансформации на американском рынке. Один из главных создателей спроса на СУГ – США, где его ранее продавали, "не зная, куда девать". Но с недавнего времени Штаты освоили его внутреннюю переработку. Европа старые объемы поставок потеряла, что также удорожило LPG.
 
 
"В Европе цены поднялись еще и потому, что США вышли с этого рынка. У них поменялась политика сбыта. Они перевели больше электростанций с угля на автогаз, поняли, что его можно успешно использовать на нефтехимии. Я не разделяю позиции экспертов, что причиной подорожания СУГ является скачек цен на нефть", – добавил Косянчук.
 
Чего ждать от цен в сентябре
В сентябре цены на автогаз должны упасть ориентировочно до 55% от стоимости 95-го бензина (где-то до 16,3 грн/л). Если этого не произойдет, люди ресурс просто прекратят покупать, поэтому удешевление произойдет "силовым путем".
В премиальных сетях цена LPG зашкаливает за 60% – границы, когда сжиженный газ потребителям уже не интересен.
 
"За последние два-три года в Украине потребление автогаза превысило показатели по бензину. Финансовые способности наших потребителей низкие. В Европе, например, никто не будет переоснащать машины на газобаллонные установки. Там тратят на бензин 2-6% от месячной зарплаты. А у нас доходит до 60%", – подчеркнул гендиректор сети АЗС SunOil.
 
 
По его словам, во второй половине сентября вопрос о стоимости LPG "стоять не будет". Его либо просто не будет – ресурс просто не будут закупать так дорого, – либо же он будет по очень высокой цене никому не нужным. Такое мнение разделяет и эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Правда, он опять-таки ссылается на стоимость нефти, как и Куюн.
 
"Автогаз должен подешеветь, поскольку цены на нефть упали. Думаю, цена сократится где-то на гривну. Если не изменится ситуация на рынке нефти. Но в основном автомобилисты в Украине используют дизель – 60% из них. Для сравнения, газ и бензин используют по 20% соответственно", – предполагает Юрий Корольчук.
 
Правда, существенным фактором игры на повышение цен на автогаз все же остается то, как подчеркнули в разговоре с нами многие собеседники, что мы очень зависим от импорта. А импортеры, зная о нашей зависимости, специально завышают стоимость ресурса.