С начала боевых действий на Донбассе в Украине не прекращаются гонения на самую многочисленную конфессию в стране. Седьмой год Украинская Православная Церковь подвергается нападкам со стороны представителей националистических организаций и активистов проукраинских конфессий, а призывы к агрессии, разжигающие религиозную ненависть, открыто звучат из уст политиков и публичных персон на самых рейтинговых каналах..
.
От пятого до шестого пришествия
.
При президенте Порошенко, объявившем УПЦ одним из главных врагов Украины, каноническая Церковь пережила почти все этапы гонений: от демонизации, тихой ненависти и морального давления - до насилия, кровопролития и избиения людей. Смены власти гонимые верующие ждали, как Второго пришествия Христа, и при смене пятого на шестого президента в Украине наступила-таки конфессионная оттепель. Зеленский, действительно, всеми силами дистанцируется от церковного конфликта, а религиозные праздники встречает дома с семьей, чтобы не дать повода заподозрить себя в симпатии к одной из враждующих конфессий. И, насколько живой ненавистью горели глаза Порошенко, призывающего «Гнати геть Московську Церкву!», настолько искренним кажется желание нынешнего президента быть арелигиозным и отказаться ото всякого Бога во имя братолюбия в стране.
.
Однако, одной позиции главы государства оказалось слишком мало для того, чтобы прекратить дискриминацию украинцев по религиозному признаку, а священнослужители и прихожане УПЦ продолжают страдать за свою веру.
.
С 2014 года УПЦ потеряла более 120 храмов, которые были захвачены и/или обманно-коварным способом переведены в УПЦ КП и ПЦУ. В последние полгода захваты храмов практически прекратились, однако это связано больше с карантинными мерами и ограничениями на собрания людей, чем с угасанием религиозных страстей. Только вот, никакая пандемия не в силах остановить религиозную ненависть, от которой православные украинцы продолжают страдать – как морально, так и физически.
.
Батюшки против атошников
.
Уже несколько месяцев тянется показательная история с травлей священника УПЦ в Золочеве Львовской области. В городе, где нет ни одного храма УПЦ, небольшая православная община собирается на молитву во дворе дома молодого священнослужителя и его семьи. Однако само присутствие верующих УПЦ в городе действует на местные власти и представителей «проукраинских» конфессий как красная тряпка на быка - забор священника расписали нацистской символикой, а рядом с его домом провели «вече», на которое городской глава пришел со своей кувалдой, дабы показать серьезность намерений снести забор. Уже третий месяц от священника требуют покинуть город Золочев и «переехать в Почаев» - главный оплот Православия на Западной Украине. При этом, против молодого священника с малолетними детьми, за которого заступиться могут лишь пару десятков прихожан (среди которых половина бабушек-старушек) открыто выступают и местные активисты, и Нацкорпус, и ветераны АТО, но главное – представители власти.
.
Но, если в Золочеве православных только устрашают, то в Киеве прибегают к физической расправе. Так, в начале сентября возле одного из ТРЦ столицы группа молодых людей, находясь в нетрезвом состоянии, избила священника. По информации очевидцев, среди нападавших на клирика УПЦ был атошник, который свою агрессию к священнослужителю пояснили тем, что тот является представителем Церкви государства-агрессора. Пострадавший батюшка получил серьезные телесные повреждения, однако заявление в полицию писать отказался, по-христиански отпустив врагов своих со словами «Бог им судья!».
.
Не Божьей карой единой
.
За редким исключением, большинство виновных в дискриминации и даже физическом насилии, направленном на верующих УПЦ, остаются безнаказанными. А безнаказанность дает ощущение
.
свободы и вседозволенности, стирая рамки между добром и злом, между выражением собственной позиции и преступлением.
.
«Реакцией государства на подобного рода инциденты должны быть аресты. Если были нанесены телесные повреждения - это статья Уголовного кодекса. Открывается уголовное дело, расследуется, передается в суд и выносится приговор. Но оставлять это просто так нельзя», - прокомментировала избиение священника в Киеве нардеп Анна Скороход.
.
По ее словам, с такими насильственными инцидентами можно бороться только ужесточением ответственности.
.
«У нас и так бардак в стране, а, если так будет продолжаться дальше, то будет страшно просто выходить на улицу, не то, что отпускать грехи. Поэтому здесь правоохранительные органы должны реагировать очень жёстко. Я считаю, что вообще должна быть государственная позиция по этим вопросам - уголовная и административная ответственность. И каждый должен понимать, что то, что он творит, будет наказано. Тогда у нас такого не будет. И надо это сделать несколько раз, показательно, нельзя отпускать такие случаи на самотек», - заявила она.
.
В том, что нападение на человека по причине несовместимости каких бы то ни было взглядов недопустимо, убеждена и нардеп от «Оппозиционной платформы – За жизнь» Татьяна Плачкова. Более того, она считает, что именно государство несет всю ответственность за то, что украинцев избивают за их религиозные убеждения.
.
«Любое нападение на любого человека, кем бы то ни было, тем более, в состоянии алкогольного опьянения - недопустимо. Это сфера полномочий правоохранительных органов. И именно они должны разобраться с этим фактом и привлечь виновных к ответственности. А до тех пор, пока подобные выходки будут безнаказанны, мы не можем рассчитывать на то, что они не повторятся. Угроза того, что твои взгляды могут кому-то не понравиться, и на тебя просто нападут среди бела дня, в Украине сохраняется. Ни один гражданин страны от этого не защищен. Это и беда, и вина государства», - заявила она.
.
Проблема безнаказанности «карателей» верующих УПЦ заключается в том, что многие из них имеют негласный статус неприкосновенности в виде имиджа патриота, удостоверения УБД или фото на фоне национального флага в Фейсбуке. После Майдана, освященного кровью Небесной сотни (в которую вошли верующих разных конфессий!), в Украине стало зазорно даже подозревать в чем-то людей, у которых на некой линейке «национальной свидомости» уровень «проукраинскости» длиннее, чем у других. Практически все захваты храмов УПЦ и направленные против Церкви акции проходят под прикрытием Нацкорпуса, «Правого сектора» или атошников. Но неприкосновенные категории обычно не несут наказания – украинская Фемида давно сбросила свою повязку, вглядываясь в «голубые» дали светлого европейского будущего...
.
«Если мы живем в правовом государстве, то у нас есть специальная правоохранительная система для того, чтобы принимать решения по данным вопросам», - в свою очередь комментирует избиение клирика УПЦ глава Комитета Верховной Рады по вопросам прав человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий, национальных меньшинств и межнациональных отношений Дмитрий Лубинец.
.
«Если кто-то, молодой или старый, кто был или не был в АТО, считает, что другие люди, которые также были или не были в АТО, в чем-то там виноваты, то он обращается в правоохранительные органы и пишет соответствующее заявление, а правоохранительные органы этим вопросом занимаются», - отметил Лубинец, добавив, что при отсутствии заявления от потерпевшего даже публикация в СМИ может послужить основанием для того, чтобы полиция открыла уголовное производство.
.
Принципы невмешательства
.
Конституция Украины гарантирует свободу вероисповедания, однако в последние годы право человека иметь «своего» Бога в сердце нарушалось настолько бесцеремонно и цинично, что само слово «Церковь» утратило свою интимность. Томос стал символом национальной идеи, крестный ход новой Церкви превратился в парад вышиванок под национальными флагами, а о своей причастности к «Украинской Церкви» стали заявлять даже ярые атеисты, впопыхах надевающие
.
крестик на ходу. «Бог в сердце» перекочевал в «Бога на знамени», а политика настолько смешалась с религией, что принадлежать к той или иной конфессии стала пропускным билетом для одних, и «черной меткой» для других верующих.
.
«Я считаю, что вся политика, которая велась и ведется на сегодняшний день с задействованием религии - это преступление, - отмечает Анна Скороход. - Потому что нельзя настраивать людей друг против друга, потому что есть история. У нас УПЦ Московского Патриархата была всегда, а ПЦУ получила Томос несколько лет назад, и никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя смешивать религию с политикой».
.
Парламентарий также подчеркивает ответственность политиков за разжигание религиозной розни.
.
«Каждый имеет право на свободное вероисповедание. Кто считает, что он хочет ходить в церковь Московского Патриархата – пускай ходит в церковь Московского Патриархата, кто хочет ходить в церковь Украинского Патриархата, в Греко-Католическую Церковь - пусть ходит. Нельзя ссориться на почве религии, это недопустимо. Точно так же, как нельзя ссорить людей на почве языка. И те люди, которые такое творят, должны быть наказаны по всей строгости закона», - заявила Скороход.
.
Гонимая в своей стране Украинская Православная Церковь не единожды обращалась за поддержкой в ООН, ОБСЕ и другие международные организации, а доклады о захватах храмов в маленьких селах на Буковине и избиении верующих прозвучали на весь мир.
.
«В цивилизованном государстве такое (избиение верующих по принципу конфессионной принадлежности – прим. ред.) недопустимо. Но сегодня подобные ситуации становятся системой в нашем обществе – из-за безнаказанности, стремления определенных политических сил максимально стравить общество, вбрасывая темы для раскола и постоянно нагнетая их. Плюсов Украине это однозначно не добавляет, а просто дает дополнительные основания для картинки в СМИ, попросту дискредитирующей нашу страну», - считает Татьяна Плачкова.
.
Дискриминация по религиозным и другим признакам в Украине процветает из-за «подогрева» в политической среде и в СМИ, и государство должно ее пресекать, отмечает нардеп.
.
«У нас государство отделено от Церкви и религиозных организаций. И его реакция должна быть однозначной – в соответствии с законом, с качественным и объективным расследованием правоохранительными органами и наказанием виновных. В правовом государстве, а Украина позиционирует себя таковым, любая ситуация должна рассматриваться исключительно в правовом поле без каких-либо предубеждений. Но и позиция СМИ не менее важна, во многом именно они формируют общественную точку зрения», - заявила она.
.
От активистов - к анархистам?
.
Во времена президентства Порошенко религиозный конфликт в Украине развивался стремительно, но ожидаемо. Если гарант державы выступал с очередными нападками на УПЦ, в ближайшие дни по «зеленому свету» можно было ожидать нападения националистических организаций на храмы или Лавры.
.
Сегодня агрессия в сторону УПЦ имеет неконтролируемый характер, но от этого не становится менее безопасной. И примером тому – избиение священника группой атошников в Киеве.
.
«Как только у нас кто-то берет на себя функцию принимать решения о том, что виноват тот или другой, то это автоматически ведет к краху правоохранительной системы, - заявил глава Комитета по правам человека Лубинец. - В итоге мы придем просто к суду Линча и вообще к анархии. Поэтому при всем уважении ко всем, я лично осуждаю вообще такое поведение, и считаю, что любой человек не может быть наказан другим человеком. Для этого у нас есть государственная система».
.
Он также подчеркнул, что в правовом цивилизованном государстве подобные инциденты «невозможны в принципе».
.
«Это ложный путь, и, если даже кто-то считает, что это поможет Украине, то это наоборот приведет к тому, что общество будет разделяться. Этого точно не нужно допускать. И точно применение силы, так называемый «карательный аппарат», должен быть только в руках государственных органов - и все. Государство должно принимать в этом непосредственное участие», - сказал Лубинец.
.
Украинская Православная Церковь была и остается самой многочисленной конфессией в Украине, несмотря на все давления и лишения, ведь испытания только укрепляют истинную веру. Церковные общины, у которых отобрали храмы, оборудуют молитвенные комнаты в своих домах, перестраивают под храмы сараи и заброшенные магазины, проводят богослужения под открытым небом, но не прекращают молитвы. При этом Церкви остаются верны не только старожилы, но в УПЦ тянется и молодежь – в этом году в Киевскую духовную семинарию и академию был самый большой конкурс за последние годы. А это значит, что новое поколение православных, уже закаленных эпохой гонений, будет нести свою веру в неизбежное светлое христианское будущее.