В начальной школе отменили оценки. Причем началось это не сейчас — еще в прошлом учебном году такое нововведение было для третьеклассников, и вот теперь очередь дошла до 4-х классов. Минобразования издало соответствующий приказ, и это вызвало бурю: «чиновникам нечем заняться», «родители хотят, чтобы все панькались с их детьми», «это уничтожение украинского образования». Об уничтожении образования я бы поспорила. Помните, что ВНО по математике не сдали 30% школьников? Так вот, все они учились в школе с оценками. И что, это их спасло? Не в оценках дело, надо в консерватории что-то менять, как говорил Жванецкий.
 
«У нас на педсовете едва не врукопашную сошлись приверженцы и противники оценок, — рассказывала знакомая учительница. — Те, кто против, жаловались: «Но как же учить без оценок? Это же дети ничего не будут делать на уроках! И как я объясню родителям, что их ребенок ничего не знает?».
 
 
И тут переходим к важному моменту. Месседж «в школе отменили оценки» — это лишь половина правды. Ведь на самом деле отменили только цифровые оценки, а оставили так называемое вербальное оценивание — словесные комментарии. Ну, то есть теперь учитель не может сказать ребенку: «Садись, два», — и на этом умыть руки. Придется все объяснять, писать комментарий: что ребенок знает и умеет, а над чем еще надо поработать. Причем комментарий должен быть стимулирующим — с упором на хорошее, а не со скрытым посылом «ты — дебил». Для тех учителей, кто все же не может обойтись без оценок, есть своеобразный компромисс — можно оценивать ребенка с помощью букв: В — высокий уровень достижений, Д — достаточный, С — средний, Н — низкий.
 
Но это еще не все нововведения. Отныне в начальных классах не будет традиционных контрольных работ, вместо них появятся диагностические. Что это означает? То, что кроме задачек или упражнений в них будут вопросы вроде: «Легко ли было тебе выполнять это задание?», «Что помогает тебе учиться?», «Обозначь задания, вызвавшие трудности». И что плохого в таком подходе? Да еще если учитель даст после этого мотивирующий комментарий?
 
Фидбек от учителя важен для ребенка и для большинства родителей. И этого в образовании не хватает. Вот пример: во время международного исследования PISA 25% украинских школьников сообщили, что учителя никогда или почти никогда не говорят им об их сильных сторонах. Еще раз: не об ошибках, а именно о сильных сторонах. И это может негативно влиять на мотивацию учеников к обучению, указано в Национальном отчете по результатам PISA. Будем откровенны, — разговоры о сильных сторонах ребенка в школе часто сводятся к тому, как ему улучшить оценку, что пересдать.
 
.
 
В некоторых школах на классных стендах я видела рейтинги учеников по успеваемости, то есть по оценкам. Считается, что это хороший стимул для обучения, а еще это тешит амбиции некоторых родителей. Вот о мотивировочной роли рейтингов я бы поспорила, — некоторых они, наоборот, демотивируют, потому что навешивают ярлык лузера. По моему мнению, в успеваемости надо соревноваться не с другими, а с самим собой: сегодня я сделал что-то лучше, чем вчера, я прогрессирую.
 
Поэтому есть большой вопрос о том, что отображают школьные рейтинги. Например: Петя — отличник и любимец учителей, а Ивану обучение дается тяжело. Иван решил улучшить свои результаты, вкалывал над учебниками, старался, разбирал тему, готовился к контрольной. А Пете и так хорошо, — он не парился с учебой, выехал на старых запасах знаний. И вот результат: Петр — снова звезда, а Иван — традиционно в конце рейтинга, потому что, хотя и сделал большой рывок вперед (ошибок в его контрольной меньше, чем обычно), но это все равно низкий балл. А вот если бы не было оценок, то в вербальном оценивании учитель должен был бы сказать об этом, описать результат, поддержать и вдохновить.
 
Некоторые родители не хотят отказываться от оценок. И не только из-за того, что последние помогают оценить успехи ребенка на фоне других. Система оценивания в баллах — обычная и понятная для родителей, но они опасаются, что если ее отменят, воцарится полнейшая анархия. Это пугает, с оглядкой на не очень высокое доверие общества к качеству образования. Учтем также, что у нас сильные традиции авторитарной педагогики, потому что образование — это же не одинокий остров в океане, оно отображает все то, что есть в обществе. Мы все воспитывались в школе, где страх перед оценками часто был значительно более сильным стимулом, чем кайф от открытий и интересных заданий. И я знаю множество примеров, когда родители терпели то, что учитель унижает ребенка или ставит несправедливые оценки, потому что это же престижная школа, это же будущее ВНО.
 
 
Кстати, как подтвердил национальный мониторинг качества начального образования, лучшие результаты обучения продемонстрировали те школьники, которых поддерживают родители, разговаривают с ними об учебе. Думаю, что качественная вербальная оценка (именно качественная, а не отписка «Вася — молодец!») поможет родителям (не всем, конечно, а тем, кто интересуется школой) лучше понять ребенка, увидеть его сильные и слабые стороны, поддержать. Это не безликая цифра — оценка в баллах.
 
Комментарии об успешности ребенка помогут и учителям, — если родители будут получать регулярный фидбек, у них будет меньше недоверия к школе и тревожности.
 
Но я понимаю, что это идеальная картинка. Потому что комментировать успешность ребенка учитель должен не только устно, но и письменно. И если в маленьких классах частных школ это можно делать часто, то в классе на сорок детей учитель просто физически не может регулярно писать пространно о каждом. И даже если комментарий будет хотя бы раз в неделю каждому ребенку — это тоже хорошо. Но такая работа требует значительно больше времени. Кто оплатит его? И как здесь не вспомнить о реформе оплаты труда учителей, так и не состоявшейся? Одно из предложений тогда было таким — оплачивать учителям не количество уроков, а целый рабочий день: подготовку к урокам, проверку тетрадей, педсоветы, совещания и т.п. Учительские профсоюзы, да и многие педагоги, тогда не поддержали изменений, а теперь это пригодилось бы.
 
 
Как учителя воспринимают идею отказа от оценок в баллах, нам точно не известно. Единственное более или менее легитимное исследование на сегодняшний день — это опрос учителей, участвовавших в пилотировании Новой украинской школы. Так вот, 60% опрошенных заметили, что они — за традиционную оценку в баллах.
 
Приблизительно то же видим и в бурных дискуссиях в учительских пабликах. Вот несколько комментариев: «Почему детей упрямо пытаются поместить в комнате с мягкими стенами? Что страшного в обычном оценивании? Ничего, это выдуманная родительская проблема». «Ребенку необходимо учиться существовать в мире, где есть стрессы. А если он не умеет воспринимать поражение, это для него стресс, то что во взрослой жизни с этим невротиком делать? Допустит ошибку в работе и начнет от замечания ножками топать и по полу кататься?», «Пусть эти теоретики зайдут в класс 1 сентября и поработают хотя бы до декабря! Проведут собрания родительские, придумают, как научить ребенка, который на уроке решит под партой проявить свою индивидуальность, а потом скажут, какие изменения нужны и как это все оценивать!».
 
Хотя есть и другие отклики. «У ребенка вырастают крылья, он читает комментарии и понимает, что я, учитель, замечаю его старания, и это вдохновляет», «Родители рассказывали мне, что читают мои комментарии о ребенке всей семьей, и даже фотографируют и посылают дедушкам-бабушкам. Для них это важно»
 

 
Думаю, авторитарным учителям будет труднее всего воспринять новую систему оценивания. Недаром же выдающийся грузинский педагог Шалва Амонашвили считает оценку «костылем хромой педагогики» и подчеркивает: «...оценки держат храм авторитарно-императивной педагогики и пожирают педагогику сотрудничества». «Стыдно должно быть учителю, который будет смотреть на ребенка как на ходячую цифру. И в зависимости от цифр будет судить о нем: хороший он или плохой, способный или нет, развитый или «малоразвитый», выйдут из него люди или нет, — пишет Амонашвили. — Ведь пройдут годы, и сама жизнь покажет, что «плохие» ученики стали хорошими, добрыми людьми, кто-то из них даже проявил большой талант. А за туманностью оценок учительские глаза не видят этого».
 
Есть и еще одна причина того, что не все педагоги поддерживают новую систему оценивания. Отмена цифровых оценок будет означать для учителя, что у него теперь нет карающего меча, которым можно заставить учеников учиться. Отныне он должен проводить свои уроки так, чтобы заинтересовать учебой. А к этому готовы и хотят этого не все. Намного проще сказать: «Откройте тетради, прочитайте правило и выполните упражнение».
 
Но теперь подобное не всегда пройдет. В украинском образовании и в ожиданиях от него начинаются изменения, и это радует. Согласно результатам опроса, проведенного Украинским институтом будущего, большинство (70% респондентов) считают, что признаком качественного образования является мотивированный ребенок, который хочет и умеет учиться.
 
 
 
 
Кстати, во многих странах Европы начальная школа — без оценок. В Эстонии, Финляндии, Польше, Швейцарии, Норвегии вместо баллов применяется вербальная характеристика, а в Швеции и Норвегии она есть аж до 6-го и 8-го класса соответственно. В Канаде, Великобритании, Бельгии, Австралии в начальной школе применяется оценивание в уровнях или буквенная шкала, и учителя пишут комментарии, чтобы показать прогресс ребенка.
 
 
Да и у нас в альтернативных демократических школах — школах нового поколения (по крайней мере в тех, с которыми знакома я) — нет оценок даже в старших классах.
 
Лично мне нравится идея отмены оценок в начальной школе. И нет такой идеи, которую нельзя было бы исказить неудачным исполнением. И здесь есть несколько больших предостережений. Во-первых, формирующее словесное оценивание не должно свестись к пустым стандартным фразам и плюсикам в табличке — это ребенок умеет, а это — нет. Во-вторых, надо дать учителям инструменты и методики этого оценивания, — до сих пор от них требовали только проверить работу ученика, посчитать в ней количество ошибок и в зависимости от этого поставить оценку. Теперь во время оценивания учитель должен сосредоточиться не только на обучении, но и на индивидуальных особенностях учеников, комментировать их самостоятельность, мотивированность, коммуникацию с другими.
 
 
В-третьих, школам надо наконец начать пользоваться своей автономией. Согласно закону, они могут оценивать успехи детей по-своему (смайликами, наклейками, солнышками или цветочками), главное — чтобы в итоге перевели его в вид, утвержденный МОН.
 
В-четвертых, надо понять, что будет дальше, в старшей школе? Когда и как будет организован переход на оценивание в баллах? Если в пятом классе, то здесь есть сложность, ведь на этом этапе детям и так нелегко, — вместо любимой учительницы, которую понимаешь с полуслова и одного взгляда, появляется куча новых незнакомых учителей.
 
Если все это не будет учтено, новое (формирующее) оценивание превратится в фикцию. А оно — одна из немногих надежд на изменения в школе.
● 
ЧИТАТЕЛИ КОММЕНТИРУЮТ:
● 
● Какая разница ставят оценки или нет?! Если сидит учитель пенсионерка ( или предпенсионного возраста учитель) и ей/ему наплевать на детей! Если есдинственное, что волнует администрацию это новые шкафы и ремонты за родительский счёт!! Раньше мы могли подойти к учителю на перемене, попросить помощи и нам не отказывали. А что теперь? Подошла по поводу сына к математичке, а мне в лицо говорят - я со своїми не займаюсь. Хворів? Хай опрацює матеріал вдома!
Как? Как ребенок должен "опрацювать" сам теорию вероятности?!
А эта дебильная абсолютно двенадцати бальная система оценивания. 12 получить почти не реально! Если ребенок САМ нашел ошибку и ИСПРАВИЛ, снимают 1 балл!!! Где поощрение детей?! Где попытки заинтересовать учебой?!
Учителей старых надо менять на "свежие умы"! Менять подход к учебе! А не внедрять очередную реХформу во главе с пенсионерами, которые просто высиживают человеко-часы
 
 
● Для того,щоб втілити в життя нові реформи,потрібні молоді і навчені для цього педагоги.А ті вчителі,що працювали ще за "совка"змінюватися не хочуть....Я їх не засуджую,тому що і сама виросла ще в тій школі,але хотілося б змін.Щоб діти не боялися йти в школу,а щоб ходили з радістю.
 
● В загальному я за, але і з цими відносними оцінками починається плутанина. Якщо це має бути мотивація, то що має зрозуміти дитина, як пів зошита "Див."???
І ще цікаво, от вчились-вчились з тими "Див.", а потім 5 клас і як вони це сприймають? Чи типу вже дорослі і зрозуміють?
 
● Наша донечка вже четвертий рік буде навчатися без стандартного оцінювання, лише літери. Особисто я не бачу нічого страшного у цьому)
Вчителька одразу зорієнтувала батьків, яку оцінку позначає та чи інша літера. Все! Ніякої паніки й тд. А, якщо батьки хочуть з'ясувати, наприклад, це 10 чи 11, - просто питають вчителя особисто.
Це як з формою) її відмінили, але просять дотримуватися ділового стилю) так само й з оцінюванням - воно нікуди не ділось! Просто тепер не цифри, а літери)
 

 
● Син перейшов у третій клас. Вчиться за програмою НУШ. Жодних оцінок за два навчальні роки. В кінці року якість здобуття знань оцінюється приблизно так: демонструє успіхи, демонструє помітний прогрес, гарно виконує з допомогою вчителя і т.д. Протягом року вчителька особисто розказує дитині і батькам, на що звернути увагу.
Нас це повністю влаштовує. Дитина добре вчиться, старається, мотивована.
 
● Якщо дитина отримує знання через соціальний концепт дорослих людей, які не схильні до рефлексії та розвитку (вибачайте, але не дійти хоча б до вичавок научпопа по дитячій і не тільки психології ... це ще вміти треба) "погана оцінка - поразка, хорошая- мотивація ", то" Х'юстон, у нас проблеми ". Бо в підлітковому віці, за умови, що дитина постійно не перебуває в жорсткому конкурентному середовищі, де оцінка є цінністю і єдиною відчутною метою, всі ваші маніпулятивні важелі зламаються в мить, а вже доросла людина, що звикла "умнеть" за печеньки рейтингів і соціальних погладжувань зупиниться в розвитку в акурат після отримання диплома. А нафіга розвиватися, якщо вже ніхто не поганяє? Правда, ще можна постійно порівнювати себе з іншими людьми, бажано більш соціально успішними, і на хвилі заздрості і достігаторства угробити менталку, але я не думаю, що адекватнi батьки щиро бажають своїм нащадкам такий шлях. Маленькі діти вчаться сидіти, повзати, ходити, говорити, пізнавати цей світ не тому, що їх оцінюють, а тому що їм цікаво, трохи пізніше вони навчаться ставити цілі і робити не тільки "хочу", але і "треба". Просто не потрібно їх ламати.
 
● Донька перейшла до другого класу, оцінювання є типу смайлик наклейка, малодець, або зверни увагу на. Клас 20 дітей, частина батьків за оцінювання,а частина проти і взагалі проти домашніх завдань, і залучення батьків до навчального процесу. Особиста моя думка, оцінки необхідні для заохочення дітей до перемоги
 
● Якщо ви так "захищаєте" відсутність оцінок, спробуйте "захистити" відсутність своєї зарплати, яка для нас, дорослих, є нічим іншим, як така сама мотивація, як і оцінка у школі. Ми йдемо на роботу (у кого улюблену, у кого - ні), щоб реалізуватися, отримати зарплату, підвищення і т.д. Дитина приходить до школи, щоб отримати похвалу, оцінку як результат своїх власних досягнень! Щодо рівнів, то, наприклад, дитина має СР, а по суті це нижня чи верхня межа цього рівня - тобто, це 4 чи це 6? Різниця є, правда? А ви прийдете на роботу і вам ваше керівництво скаже:" Ти молодець! Ти вправно виконуєш свою роботу, і зарплата твоя на високому рівні!" Ви спитаєте: "У якому розмірі?" Вам нададуть відповідь: "Висока!!!" Ви зрозумієте, скільки ви отримаєте? Що ж до учителів, то не треба "всех под одну гребенку", будь ласка! Якщо комусь не подобається той чи інший учитель, це не означає, що геть усі вчителі такі ж самі! Простіше звинуватити вчителя, аніж співпрацювати з ним (зв'язок, на який деякі так скаржаться)! А про це в НУШ сказано дуже чітко!!! Звичайно, що у кожного своя думка, сперечатися можна довго. Я як мама і як вчитель водночас вимагала, вимагаю і вимагатиму серйозного ставлення до навчання своєї дитини і оцінки, хоча і поза межами уроку, своїй дитині я виставляю і коментую, що і є обов'язком кожного вчителя. Повірте, оцінка ПРАЦЮЄ!
 
● Не понимаю!Какая разница "Н" или 2?Если ребенок впечатлительный или для родителей это огромный стресс.Не тем явно заняты!Занялись бы тем,что решали проблему с кадрами-в школах учителей не хватает,молодым учителям еще самим учится многому надо! А что касается первого класса,мы с младшей дочерью идем в этом году-на мой взгляд никаких оценок,кромн смайликов-пусть научатся учится,а дальше цифровые оценко и не маятся дурью.Вопрос -не в оценках,а в качественных педагогах,которые умели бы работать с детьми-тогда и стрессов не будет ни у кого!
 
● Це завжди залежить від психостану дитини!
Я маю двох дітей і от взявши старшу, то скажу точно, що в 1 класі того, що не було оцінювання нам пішло в "+", бо дитина у мене інтроверт і консерватор, і зміни сприймає в штики і звикає до них довго, тому адаптація без оцінювання була доречна, а надалі не мало значення, бо вона старанна і, звичайно, хороші оцінки її підбадьорювали.
А от щодо меншої, то все навпаки... Бо "Молодець!" для, скажімо, Вані - це зовсім інше, ніж "Молодець!" для неї! Вона дуже швидко побачила різницю і перестала старатись, хоча кмітлива, розумненька і підготовлена, типу: "навіщо старатись, коли я роблю те саме, що і Ваня, але "Молодець!" не отримую?" - бо вчитель бачить, що вона знає і може більше, а як мотивувати дитину?
Тобто якщо той самий Ваня знав на "6" і постарався на "8",то він "Молодець!", а коли моя Оля і так знає на "8", а "Молодець!" не отримує, то й не старається! От коли їй скажуть, що вона "Молодець!", бо постаралась на "10", а перед цим мала "8" - то це вже мотивація. Тому я вважаю, що для адаптації треба десь пів року (тобто семестр) для звикання, але надалі, щоб оцінювання було із поясненням дитині, чому "6", чому "10", тоді буде мотивація!
А взагалі, я завжди своїм наголошую, що оцінка - добре, хороша оцінка - ще краще, але це тільки їхній рівень на фоні інших (як на конкурсі краси), а головне знання. Бо в іншому соціумі, її "10" може бути "8", тому треба користуватись знаннями і постійно вчитись і розвиватись!
 
● Дочка идет в 4й класс, оценок нет с 1!го класса. Сначала было не привычно, сейчас нормально)) переживаем что в 5м будет))) когда учителей будет много и появятся оценки). А 1-4 без оценок пережить можно)
 
● И на ЗНО тоже не надо ставить баллы, это стресс для детей. Посмотрите сколько нервов у старшеклассников уходит каждый год. Согласна, что 1-2 класс оценки не нужны. А вот 3-4 класс оценки нужны, хотя бы для того, чтобы сам ребенок понимал где он не дорабатывает. Ну, ок. Пусть будут буквы. Все равно в 3 классе дети и родители их переводят условно в оценки.
 
● тут з оцінками проблема, а коли мій син пішов до 1го класу, МОН рекомендувало червону ручку змінити на зелену і вказувати не на помилки дітей, а там де в них виходить найкраще.
Коли, на зборах, я запитала чи буде вчитель користуватись зеленою ручкою вона відповіла, що ні, бо на педраді аони вирішили залишити червону. Більшість батьків мене зафукали, бо "нічого, ми так вчились і вони вивчаться"
Це був рік, коли запустили 100 пілотних класів НУШ.
Що про НУШ тоді сказала вчительна ліпше промовчу.
А тут оцінки. А більша частина вчителів не буде розписувати, а буде відгорожуватись тими літерами. Теж оцінювання, хіба що без цифр.
У роз'ясненнях для вчителів і батьків мають бути внесено все, до останньої незрозумілої деталі і з обов-язковим виконанням всіх вимог.
 
● Ну і нормально. Чого ні? У дитини має бути мотивація до знань, а не до оцінки. Що таке та оцінка?! Лише "рівень" на який тобі вдалось сьогодні виступити чи розказати, а діти, часто дуже, ставляться до неї як до оцінки своєї особистості.
 
● Дякую за роз'яснення. Та найбільша проблема - не вид оцінювання (цифрове чи вербальне), а семе відсутність коментарів вчителя. Відсутній зворотній зв'язок: вчитель-батьки. Так, вчителі перевантажені і не вмотивовані, а іноді їм і не цікаво щось змінювати у своїй роботі.
Мені здається, що тих хто справді готовий до таких змін, одиниці.
 
● Я рада, що немає оцінок, дитина переходить в 4 клас. Не розумію, як діти в яких ніколи не було оцінок не хочуть вчитися, бо не ставлять оцінок. Мабуть через те, що дорослі нав'язують їм цю ідею ще до школи.
 
● Дякую за роз'яснення!
Насправді, мені подобається така ідея. Син перейшов у 3 клас. У 2 класі вчитель до письмових робіт писала коментар. Наприклад: "добре (молодець)! Але зверни увагу на....." і конкретно описана "проблема". І дитині, і нам сподобався такий підхід.